У кочевников Арктики боги, как и люди, кочуют, а на их стойбищах пасутся стада небесных или подземных оленей. Их присутствие обнаруживается повсюду: в грозах и метелях, в водоворотах и штормах, в смене времен года, в рождении и смерти всего живого. Владеющие миром многочисленные боги и духи делятся с людьми властью над северным пространством-временем. Устроенные в их честь языческие храмы — святилища — представляются символическими твердынями, расчерчивающими освоенное пространство-время на доли, судьбы, арены столкновений и диалогов, они — место встреч, жертв и ритуального общения богов и людей. Боги откликаются на зов шамана, на удары его бубна, на звучание его песни. Шаман как посредник между людьми и богами вхож во все сферы Вселенной, он говорит на зверином, древесном, человеческом языках, по лестнице-дереву поднимается вверх на небеса, по реке спускается вниз в преисподнюю, принимая обличье птицы или змеи, взлетая на бубне-олене или уплывая на бубне-лодке. Пантеоны арктических кочевников не статичны, в них бурлят страсти, идут сражения, происходят фатальные перемены. Мифологические герои идут на штурм неба или преисподней, завоевывают божественное пространство, обретают новые имена и становятся богами.