Закрыть

Боги Арктики

Боги Арктики — божества и духи, дающие людям власть над северным пространством и временем.

У кочевников Арктики боги, как и люди, кочуют, а на их стойбищах пасутся стада небесных или подземных оленей. Их присутствие обнаруживается повсюду: в грозах и метелях, в водоворотах и штормах, в смене времен года, в рождении и смерти всего живого. Владеющие миром многочисленные боги и духи делятся с людьми властью над северным пространством-временем. Устроенные в их честь языческие храмы — святилища — представляются символическими твердынями, расчерчивающими освоенное пространство-время на доли, судьбы, арены столкновений и диалогов, они — место встреч, жертв и ритуального общения богов и людей. Боги откликаются на зов шамана, на удары его бубна, на звучание его песни. Шаман как посредник между людьми и богами вхож во все сферы Вселенной, он говорит на зверином, древесном, человеческом языках, по лестнице-дереву поднимается вверх на небеса, по реке спускается вниз в преисподнюю, принимая обличье птицы или змеи, взлетая на бубне-олене или уплывая на бубне-лодке. Пантеоны арктических кочевников не статичны, в них бурлят страсти, идут сражения, происходят фатальные перемены. Мифологические герои идут на штурм неба или преисподней, завоевывают божественное пространство, обретают новые имена и становятся богами.

МАЭ № 343-26
КАЛЕНДАРЬ
Лопари (саамы)
Русская Лапландия. Вторая половина XIX в.
Поступил от А. Л. Ященко (ИРГО) не позднее не позднее 1897 г.
Деревянный, в виде четырехгранного слегка изогнутого сужается к концам бруска. Ребра полностью покрыты насечками. На каждой грани вырезаны круги и крестообразные фигуры.
МАЭ № 336-19
КАЛЕНДАРЬ
Лопари (саамы)
Русская Лапландия. Вторая половина XIX в.
Поступил от Д. Н. Островский (ИРГО) не позднее 1897 г.
Деревянный, в виде четырехгранного бруска с закругленным концом, в котором имеется круглое отверстие. На грани нанесены поперечные зарубки, между которыми вырезаны латинские буквы, тамги, цифры, знаки.
МАЭ № 1658-5/1, 2
ШАМАНСКИЙ БУБЕН С КОЛОТУШКОЙ (НЕНЕЦ. ПЕНЗЯР)
Самоеды (ненцы)
Архангельская губ., Пустозерская волость. Конец XIX — начало ХХ вв.
Поступил от И. А. Хабарова не позднее 1908 г.
Круглый. Обечайка деревянная с четырнадцатью колышками-резонаторами. Мембрана из выделанной кожи оленя, натянута на обечайку, край пришит сухожильными нитками. Рукоятка деревянная, в виде развилки из двух (длинной и короткой) планок. Концы планок привязаны ровдужными ремешками к обечайке через просверленные в ней отверстия. На короткой планке и на половине длинной вырезано по семь «личин» (зарубками обозначены глаза, нос, рот), изображающих шаманов. Колотушка деревянная, в виде лопатки с закругленной рукояткой. Расширенная часть обтянута шкурой оленя.
МАЭ № 5707-11
ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА ПРОМЫСЛОВ
Ненцы
Бассейн р. Енисей. Конец XIX — начало XX вв.
Поступила от Г. Д. Вербова не позднее 1939 г.
Представляет собой антропоморфную фигуру, грубо вытесанную из ствола дерева. Имеет слегка вытянутую голову и длинные ноги. Спереди обозначена женская грудь, с двух сторон — руки в виде небольших выступов. Лицевая часть головы декорирована медной пластиной с условным изображением черт лица (глаза, нос и рот). На личине сделана имитация татуировки. Верхняя часть головы охвачена второй медной пластиной, изображающей головной убор. Ее верхний край имеет 5 выступов, символизирующих головы духов, стерегущих путь шамана. Пластины прибиты к деревянной основе стальными гвоздями. С левой стороны лицевая пластина дополнительно прикреплена к дереву стальной скобой. С двух сторон головы вставлены стальные скобы, изображающие уши. На правой скобе имеется стальная серьга-подвеска. Изначально фигурка покровительницы охотничьего промысла была одета в меховые одежды, о чем свидетельствуют остатки волосяного покрова шкуры, сохранившиеся на спине и обеих ногах изображения.
МАЭ № 4086-61
ФРАГМЕНТ СВЯЩЕННОЙ НАРТЫ
Самоеды (ненцы)
Полуостров Ямал
Северо-Ямальская экспедиция Комитета Севера (В. Н. Чернецов), 1929 г.
Спинка нарты — деревянная доска (верхний край скруглен, доковые стороны отломлены) с рельефным изображением личины главного духа-хозяина полуострова Ямал. Лицо божества вырезано в виде барельефа, намечен нос, надбровные дуги, подбородок, грудь. Глаза отмечены двумя углублениями, ноздри — одним, рот — желобком. На груди — семь бороздок. На нижнем крае доски сохранились 4 отверстия для привязывания спинки к нарте. На священной нарте перевозились самые культовые предметы или шаманские ритуальные атрибуты. Предмет взят из группы «пастухов стада» ямальского шайтана на северной оконечности полуострова Ямал.
МАЭ № 6591-1/1
КУКЛА РИТУАЛЬНАЯ (НЕНЕЦ. ҢЫТАРМА)
Ненцы
Ямало-Ненецкий округ, Надымский район, с. Ныда. XX в.
Экспедиция Л. В. Хомич, 1967 г.
Изображение шаманки Хороля в виде антропоморфной фигурки в меховых одеждах. Три меховые шубы (паницы), надетые одна на другую, подпоясанные четырьмя ремешками. К нижней, внутренней, панице пришиты меховая женская обувь (пива). Верхняя часть изображения обвязана головным платком из ситца. Была изготовлена после смерти шаманки её родственницей по линии мужа. Кукла считалась покровительницей родов: ее сажали в изголовье рожениц, а после родов угощали и шили одежды, дарили поясок или кольцо.
МАЭ № 422-58
СВЯЗКА АНТРОПОМОРФНЫХ ФИГУРОК (ЧУКОТ. ТАЙНЫКУТ)
Ламуты (чукчи)
Чукотка, Приамурский край. Конец XIX в.
Коллекция генерал-губернатора Н. Л. Гондатти, 1898 г.
Связка семейных духов-охранителей — тринадцать антропоморфных фигурок, вырезанных из раздвоенных окоренных сучков веток (рогаток) и закрепленных на одном ремешке. В верхней части сучков прорезан желоб (шея) для привязывания и подвешивания. Согласно преданию, с тайныкут связано появление у чукчей оленей: «Раньше люди сами таскали свои нарты. Однажды они принесли жертву тайныкут. Вскоре родилось два олененка. Их хозяин кормил ягелем, обмакнутым в нерпичий жир. Возил их на нарте, которую тащил сам. Окрепли телята, стали впереди него бежать. Потом стали олени ездить по земле. Так выросло богатство — потому что люди принесли жертву духам тайныкут, которые берегут оленей». Хранят и перевозят семейных духов тайныкут в священных нартах вместе с другими культовыми предметами — «огневыми досками» (мильгине), «частями необычных оленей (раздвоенные губы, пятипальцевые копыта)», «арканами» из молодых кустиков, которые делают во время праздника молодого оленя (эйнеткун).
МАЭ № 422-88/1, 2, 3, 4
ПРИБОР ДЛЯ ДОБЫВАНИЯ ОГНЯ ПУТЕМ ТРЕНИЯ (ЧУКОТ. МИЛЬГИНЕ, «ОГНЕВАЯ ДОСКА»)
Ламуты (чукчи)
Чукотка, Приамурский край. Конец XIX в.
Коллекция генерал-губернатора Н. Л. Гондатти, 1898 г.
Прибор состоит из доски-основы, лучка, сердечника и упора к нему. Доска оформлена в виде антропоморфной фигуры: смоделированы голова и плечи, на лицевой стороне в верхней части схематичное изображение глаз, носа и рта, в средней части вырезаны три канавки, в которых расположены 11 лунок (в лунках следы обугливания). Лучок — деревянная выгнутая палка со сужающимися к концам рогами, на концах отверстия для крепления кожаного ремешка. Сердечник представляет собой деревянную заостренную округлую палочку. Упор — очищенный скакательный сустав (астрагал) домашнего северного оленя, предохранял руку от травмирования вращающимся сердечником. Для разведения ритуального огня в углубления доски клали трут или кусочки мха, вставляли сверло, на другой конец которого устанавливали костяной держатель, в процессе вращения его придерживали рукой или подбородком. Древко сверла обкручивали тетивой лучка и совершали быстрые движения вперед и назад, сверло вращалось, и от трения мох загорался. Мильгине — «пастух» духов: если потерялись олени, ее мазали жиром и вывешивали на верхушку яранги, чтобы дух помог собрать «куски» стада. В богатых семьях имелось до четырех «огневых досок», каждая хранилась в отдельном мешке.Доставали их на праздник молодого теленка для разведения священного («живого») огня, т.е. разведенного не от спички или других русских приспособлений.
Made on
Tilda