Закрыть

Северная эстетика

Северная эстетика — синтез пользы и красоты в представлениях арктических кочевников.

Северная эстетика — представления о красоте и пользе, имеющие не созерцательное, а деятельностное выражение. В мобильной культуре движение создает для человека взаимосвязь (нерасчлененность) себя и окружающего мира. У северных кочевников красиво и практично — одно и то же. Их привлекает действие, а не созерцание. Любование оленями сочетается с наблюдением за стадом, его управлением, а также с «оленьим мышлением», азартной «игрой в оленей» (с детства) и многосторонней практикой использования и утилизации оленя. Эстетика у северных кочевников (как их религия и мифология) метафорична и образна, но практична и рациональна.

МАЭ № 6010-11
КЛЫК МОРЖА С ГРАВИРОВКОЙ
Чукчи, эскимосы
Чукотка, Чукотский р-он, с. Уэлен. Середина XX в.
Поступил через Главсахалинсевероторг в 1951 г.
Представляет собой шлифованный и покрытый гравировкой клык моржа. Основание опилено. Гравировка заполнена желтой, коричневой, черной и синей краской. На одной стороне изображены сцены морской охоты на морского зверя и ловли рыбы, на другой сцены в стойбище На другой стороне клыка изображено зимнее стойбище оленеводов зимой я ярангами, нартами, пастухами; на заднем плане изображены горы. Вся композиция подведена желтой, коричневой и черной краской.
МАЭ № 6010-13
КЛЫК МОРЖА С ГРАВИРОВКОЙ
Чукчи, эскимосы
Чукотка, Чукотский р-он, с. Уэлен. Середина XX в.
Поступил через Главсахалинсевероторг в 1951 г.
Представляет собой шлифованный и покрытый гравировкой клык моржа. Основание опилено. Гравировка заполнена краской. На обеих сторонах клыка изображены сцены из жизни оленеводов.

На одной стороне изображение кочевания: оленный аргиш (караван) из восьми грузовых и семейных нарт, стадо бегущих оленей, ездовая оленья упряжка. Линии прокрашены черной, темно-синей и буро-красной краской. На другой стороне клыка изображены сцены общественной жизни (получение мяса морского зверя от береговых): стойбища в горах, три яранги и нарты с нерпичьими тушами и другими продуктами морского промысла, оленье стадо, обитатели стойбища. Линии прокрашены черной, коричневой, темно-зеленой и буро-красной краской.
МАЭ № 6010-23
КЛЫК МОРЖА С ГРАВИРОВКОЙ
Чукчи, эскимосы
Чукотка, Чукотский р-он, с. Уэлен. Середина XX в.
Поступил через Главсахалинсевероторг в 1951 г.
Представляет собой шлифованный и покрытый гравировкой клык моржа. Основание опилено. Гравировка заполнена краской. На обеих сторонах клыка по кадровое изображение сцен промысла морского зверя, разделки мяса, обработки шкур и шитья. Линии прокрашены коричневой, черной. желтой и темно-зеленой краской.
МАЭ № 668-4
НАВЕРШИЕ В ВИДЕ ГОЛОВЫ ОЛЕНУХИ
Дальний Восток. Конец XVIII в.
Кругосветное плавание на шлюпе «Сенявин» под командованием капитана Ф. П. Литке, 1826–1828 гг.
Конусовидное навершие, оформленное в виде головы оленухи (тщательно проработанная морда с небольшими ушками плавно переходит в шею и верхнюю часть туловища). Боковые плоскости по устью украшены гравировкой — изображение оленей, бегущих по орнаментированному полукругу.
МАЭ № 638-4
ОЧКИ СНЕГОВЫЕ ЗАЩИТНЫЕ
Энцы
Енисейская губ., Туруханский край. Середина XIX в.
Экспедиция М. А. Кастрена, 1845–1849 гг.
Две слегка вогнутые овальной формы пластины из медного сплава, в которых прорезаны щели для глаз. Параллельно щелям-прорезям в металле прорезаны бороздки. С лицевой стороны по окружности глазницы обрамлены низками бисера. Снизу к очкам пришит кусок ровдуги, закрывающий нос и щеки, концам — кожаные завязки. Снеговые очки в виде пластинок или повязок с узкими горизонтальными прорезями использовались народами Севера в яркую солнечную погоду, обычно весной, чтобы защитить глаза от агрессивного блеска снега. Для изготовления снеговых защитных очков использовался различный материал — береста, кожа, кость, дерево, металл.
МАЭ № 339-3/2
ГОЛОВНОЙ УБОР ЖЕНСКИЙ
Лопари (саамы)
Архангельская губ. XIX в.
Поступил от Д. Н. Бухарова (РГО), не позднее 1897 г.
Сшит из красного сукна. Состоит из капора и пришитого к нему гребнеобразного навершия. Капор из четырех деталей, с ушами. Снаружи по лицевой и боковым частям на него нашита полоса сине-желтой хлопчатобумажной ткани, под ней — узкая полоса кружева белого цвета. Вокруг лица на капор нашита полоска тесьмы, заходящая на уши. Сзади капор обшит синем сукном. Навершие сшито из одного куска сукна с надрезами спереди, в которые вставлены треугольные детали также из красного сукна, и натянуто на деревянный овальный остов, в верхней части переходящий в треугольник, расположенный под углом. По бокам навершие обшито темно-синим сукном, из-под которого с обеих сторон выпущен суконный же кант желтого цвета. В месте соединения навершия с капором головной убор обвязан золотым позументом. На концах ушей пришиты узкие ровдужные ремешки.
МАЭ № 339-9
КИСЕТ
Архангельская губ. XIX в.
Поступил от Д. Н. Бухарова (РГО), 1897 г.
В виде мешочка овальной формы. Лицевая и тыльная стороны выполнены из птичьей шкурки (гагара), между ними вшита полоса красного сукна. Устье надставлено полосой красного сукна — кулиской. Подкладка выполнена из белой хлопчатобумажной ткани, изнутри под кулиской пришита полоса набивного красно-розового ситца. Вздержка из витого красно-фиолетового шерстяного шнурка. В основных швах вшиты фестоны из ажурных треугольников желтого сукна. Вверху в шов между основными деталями и надставкой из сукна вшиты кисточки из чередующихся четырех полосок красного и желтого сукна. Нижняя часть надставки украшена аппликацией из желтых суконных треугольников, пришитых красными нитками.
Made on
Tilda