Чукотский оленевод-наставник Андрей Антылин оценивает погоду с заботой об оленях: будет тепло — появятся оводы, которых олени боятся больше, чем волков; будет туман — олени разбредутся и станут жертвами потрав. Особенно остро он сопереживает состояние важенок перед отелом: «у важенок плод двигается, и они быстро двигаются», а при виде ворон замечает: «эти уже представляют, как будут клевать глаза телятам». С позиции хранителя стада он воспринимает «дикарей» (диких оленей). С одной стороны, он ценит «метисов» (потомство диких и домашних оленей) за силу, красоту, легкий бег и умение вести стадо по хорошим пастбищам, поэтому не гонит приблудившегося самца-дикаря из домашнего стада: «Пусть гуляет, хороших оленей наплодит нам». По-оленьи он характеризует людей: «грибоед» — любитель грибов (удовольствий), забывающий ради них обо всем; «мочеед» — любитель человеческой мочи, легко дающий себя обуздать (определение для «прикормленных» и покорных людей).
Ненецкий год (по) делится на два полугодия, считающиеся двумя отдельными годами, в соответствии с летним и зимним выпасом оленей. В календаре ненцев трудно отыскать месяц, в названии которого нет связи с природными признаками, значимыми для оленеводства. Летний год, например, начинается с месяца ты’ ниц ири (отел, апрель), зимний — с хор’ ири (гон оленей, сентябрь). Ненецкое кредо — оленеводу хорошо, если хорошо его оленям. Оглядывая пастбище при перекочевке, ямальский бригадир-оленевод Нядма Худи со вкусом приговаривает, как хорошо олени здесь «будут кушать». Иногда искренне соболезнует: «Олени плачут, когда им плохо, когда их бьют, плохо кастрируют». Ненецкие женщины держат ручных оленей-авок (оставшихся без матери телят), ежедневно подкармливая их хлебом и вареной пищей. Оленевод Ёртя Сэротэтто рассуждает: «Человек [ненец] должен быть [жить] для оленя, если это не так, то он не кочевник. Без оленя мы — никто. Хороший оленевод — человек умный и выносливый: пастухи как часовые сутками на посту, вялый человек все потеряет. Если оленевод чист перед богами, то и олени водятся».
Кольские пастухи не считают себя в полной мере кочевниками, но охотно признают за собой тягу к движению и перемене мест. Начальник оленцеха СХПК «Тундра» Владимир Филиппов рассказывает: «У нас особые люди работают. Те, которые в поселке живут, с оленями работать не смогут. Вот Петрович, может, давно бы удрал, да гонки любит... В оленеводстве воля все-таки, понимаешь!»