Закрыть

Чум

Ненецкий чум (мя”), несмотря на простоту устройства — конус из 25–50 шестов, укрытый сшитыми из оленьих шкур двойными покрышками (зимой) и полотном из бересты или брезента (летом), — можно считать достижением кочевой жизни. Он способен противостоять ветрам, снегам и дождям, хранить тепло (зимой) или прохладу (летом). Долговечность чума состоит в его обновляемости: шкуры покрышек и деревянные элементы конструкция заменяются постепенно, придавая жилищу статус «неопределенного возраста». Искусство установки чума — залог и безопасности и выживания в Арктике. Умелая хозяйка ставит и разбирает чум за полчаса. Путем перестановки вещей чум легко превращается из спальни в столовую и мастерскую.
Ненецкое стойбище. Ярсалинская тундра. Фото Е. Переваловой , 2014

Чум-трансформер

Чум (мя”) — самодийское мобильное жилище. По ненецким преданиям, он появился почти одновременно с человеком, и это недалеко от истины. Согласно данным археологии, легкие конические шалаши, напоминающие чум, были знакомы древним охотникам Европейского Севера и Сибири. Ханты, манси и коми заимствовали его у ненцев вместе с оленеводством.

Подпись к фото в процессе
Для оленеводов, постоянно движущихся по тундре в поисках хороших пастбищ для оленей, сложно придумать более простое и универсальное жилище. В отличие от других жилищ, чум не крепится к земле. Благодаря возможности быстрого свертывания и развертывания (трансформер) чум обладает свойством многоразового и экстерриториального использования. Чум легко транспортируется, так как имеет небольшой вес и объем; для его установки не требуется дополнительных приспособлений.

Несмотря на простоту своего устройства: конус из жердей, укрытый сшитыми из полотен бересты (летом) или оленьих шкур (зимой) нюков, тундровый чум является своего рода достижением кочевой жизни. Речь в данном случае идет не столько о его общеизвестных замечательных свойствах противостоять ветрам, снегам и дождям, хранить тепло (зимой) или прохладу (летом), сколько о том, что он «соткан» из всего пространства кочевий. Без него кочевание невозможно, но и он невозможен без кочевания. Его меховое покрытие — два внутренних и два наружных нюка — сшито из 6–7 десятков шкур оленей, выпас которых предполагает ежегодные путешествия от края тайги до края арктических морей. Шесты для его остова (числом до 4–5 десятков) и нарты для его перевозки (в количестве 5–10) изготовляются из стволов деревьев, которые можно отыскать только в полосе лесов. Топливо для очага собирается по всему пути каслания. Таким образом, кочующий чум «вырастает» в точке соприкосновения трех измерений: пространства земли, стада оленей и сообщества людей, каждое из которых, без преувеличения, обширно.

Ненцы-кочевники считают чум эталоном мобильного уюта, вместе с тем он остается частью тундры: в верхнее дымовое отверстие-окно смотрят звезды и капает дождь, по хлопанью чумовых покрышек ощутима сила пурги, треск рогов снаружи оповещает о приходе оленей.

Схема «чум-ТРАНСФОРМЕР »

Конструкция

Чум — основное жилище оленеводов-кочевников. Это легкое мобильное сооружение, состоящее из двух типоэлементов — длинных деревянных шестов (ӈу) и меховых (брезентовых, берестяных) покрышек-нюков.

В конструкции чума нет мелочей. Каркасом (остовом) чума служат 25–40 (иногда 50) поставленных конусом шестов: к двум основным шестам-опорам (макода,или мя’хасово — букв. ‘чумовые мужчины’), соединенным между собой веревочной петлей (макода иня), на одинаковом расстоянии друг от друга по кругу приставляются остальные шесты. Верхние концы шестов продевают в веревочную петлю и опираются на основные шесты. Нижние, заостренные концы шестов под углом 45º втыкаются в землю или снег.

От количества и длины шестов зависит устойчивость и размер чума: чем больше шестов и шире расстояние между опорами, тем вместительнее жилище. В фольклоре ненцев чум бедняка рисуется «иглоподобным», чум богатого оленевода — в форме тупого конуса. Летний чум обычно меньше зимнего.
Шест — сложный конструктивный элемент чума. Он изготавливается из тонкоствольной ели или сосны. Длина шеста от 5 и более. С концов он постепенно утолщается и к середине обретает овальную (эллипсовидную) форму сечения. При монтаже чума шест ставится ребром к нагрузке (ветровой, весу нюков). На каждой новой стоянке при очередной сборке чума шест поворачивается на 180⁰вокруг свой продольной оси — для исправления и недопущения прогиба. Чумовые шесты служат несколько лет, и тундровики-оленеводы особенно их берегут.

Подпись к фото в процессе
На остов чума натягиваются нюки из оленьих шкур (зимой) и бересты или брезента (летом). В верхней части чума (мяд’ сарва) оставляется отверстие для выхода дыма — дымовое окно (макода’ си). Вход (нё) зимнего чума прикрывается краем меховой покрышки, образуя откидную дверь, вход летнего чума — закрепленной на деревянном крюке навесной берестяной дверью. Многослойная конструкция позволяет поддерживать определенную температуру.

Зимние и летние покрышки различаются. Покрышки для зимнего чума шьют из толстых (зимних) шкур оленя. Зимних покрышек четыре: две внутренних (поднючье) мехом во внутрь (мюйко) и две внешних мехом наружу (ея). На один нюк расходуется не менее 15–20 оленьих шкур, на полный комплект (четыре нюка) — 60–80. Наружные (верхние) покрышки шьют из новых шкур, а в качестве поднючья обычно используются старые, вытертые нюки. Если поднючье шьют из новых шкур, то шерсть на них подстригают. Для летнего чума сегодня используют покрышки из брезента и грубого сукна, реже — выношенные зимние нюки в один слой. В старину покрышки для летнего чума делали из бересты. Такие покрышки не намокают от дождя и хорошо пропускают воздух, поэтому берестяной чум хорошо сохраняет прохладу.

В комплект чума также входят 4–8 широких досок, которые настилаются на пол (для зимнего чума), маты из березовых или ивовых прутьев (ху”нер), травяные циновки (ңумпэңа / ңутяр’) и «постели» — цельные шкуры взрослого зимнего оленя (пэңа / хоба). Маты и циновки предохраняют «постели» от намокания и намерзания снега.

Сборка

Существует особый порядок установки чума. Место для стойбища и чума выбирает мужчина, обозначая центр воткнутым в землю или снег хореем. Зимой подыскивают закрытое от ветра пространство, летом, наоборот, открытое и хорошо продуваемое. Площадка должна быть относительно ровной и иметь поблизости источник чистой воды, а также хорошие пастбища для выпаса оленей.

Глава кочевья останавливает свой аргиш (караван нарт) на том месте, где предполагается ставить чум; его вход всегда ориентирован на восход (юго-запад). Остальные аргиши выстраиваются по бокам от него, параллельно друг другу. Первым действием оказывается расстановка нарт вокруг площадки будущего чума. Затем мужчина расчищает площадку, после чего ведущая роль в сборке чума переходит к женщине. В дальнейшем мужчины лишь помогают, перетаскивая вещи или поддерживая шесты. Главным действующим лицом и «инженером» в установке чума выступает женщина женщина.
Установка чума занимает сорок минут — час, в зависимости от сноровки хозяйки, наличия помощников и погодных условий. Первым делом женщина развязывает груз на нарте-сябу, достает железный очажный лист (тюмю) и кладет его на землю. Затем по обеим сторонам от очага укладывает встык доски пола (лата). В прошлом по наличию досок судили о зажиточности семьи: «если у очага по одной доске с каждой стороны, то это чум бедняка, по три — середняка, по семь — богача». Следом заносят печку и габаритную утварь (столы, сиденья в виде чурок, ящиков). С нарты-сябу берут маты из прутьев и циновки и укладываются на снег или на землю с двух сторон от досок пола, образуя две полукруглые постели-лежанки.

Женщина развязывает веревки на нарте-нуто и достает опорные шесты. В установлении шестов-опор ей помогает мужчина или другая женщина.

Далее женщина устанавливает по восемь шестов с каждой стороны чума, справа и слева от опорных, образующие боковые стенки (хуни). Затем заносится предварительно собранная из трех колен дымовая труба. Ее верхний конец прижат к сплетению шестов с задней половины чума (си). Женщина добирает шесты с задней стороны, «оплетая» ими трубу. Когда веревочное кольцо основных шестов оказывается заполненным, остальные шесты кладут сверху. Завершается монтаж каркаса установкой шестов в привходовой половине чума (седя), последними ставят два шеста, образующие вход (не).

После каркаса чума напротив входа устанавливается вертикальный шест-сымзы. Нижняя его часть ставится сзади костра, а верхняя крепится в месте соединения основных шестов. Шест считается священным и отождествляется с духом очага.
К двум привходовым шестам и сымзы приблизительно на высоте человеческого роста на веревочных петлях крепится надочажная конструкция в виде двух расходящихся горизонтальных жердей (ти). Поперек ти над очагом укладывается железный стержень (пад’ню) с крюком (па”) для подвешивания котла. С помощью отверстий на верхнем конце крюка регулируется высота расположения котла или чайника над огнем.
Сборка чума
После того как каркас чума поставлен, на него натягивают нюки. Покрытие чума самая длительная и тяжелая операция. Выполнить это в одиночку или даже вдвоем сложно. Обычно двое мужчин (или женщин), вставив в «карманы» покрышек два специальных шеста (есенабць’), синхронно толкают (поднимают) полотнища вверх. А хозяйка, взявшись за нижний край, «хлопает» полотнищем нюка, облегчая скольжение, и одновременно направляет и растягивает его.

После того как нюк занимает свое место в верхней части каркаса, люди с шестами расходятся в стороны, оборачивая нюк вокруг шестов. Женщина закидывает веревки, пришитые к боковым сторонам нюка, на противоположную сторону и фиксирует их, завязывая у основания шестов. В зимнем чуме сначала натягиваются по очереди внутренние покрышки, а затем внешние. При этом хозяйка внимательно следит за их положением, совмещая проемы окон, расправляя складки у входа.

Веревки последнего верхнего нюка привязываются к прислоненной к чуму нарте-нутос.Мужчина обкапывает чум по радиусу, присыпая и прижимая снегом (летом дерном) «подол» жилища, закрывая щели и предотвращая поддувание и попадание холодного воздуха. Для того чтобы дым не задувало ветром внутрь чума через макода’си зимой отверстие с наветренной стороны прикрывается зимой куском шкуры, а летом — куском бересты или брезента (регулирование тяги).
Женщина разводит огонь, вносит прочий домашний скарб, устраивает лежанку и застилает постели. В изголовье валиком (ханзо) укладывается свернутая одежда, спальные ягушки-одеяла (то”) и подушки (пыркабыт”).
Разборка чумов. Фото Д. Куканова, 2016

Теплообмен

Кочевники Арктики научились управлять холодом. И в этом немалая заслуга чума, его конической формы и его внутреннего устройства. Очаг (летом костер, зимой печка-буржуйка) располагается в середине чума, поэтому каждый из углов жилища находится на равном расстоянии от него. Как бы ни располагались люди в чуме, они оказываются сидящими или лежащими вокруг огня. Важным источником тепла выступают сами люди и собаки, чья температура тела на 1–2 градуса выше чем у человека.

Подпись к фото в процессе
Мобильное жилище кочевников отличается особым температурным режимом: послойное распределение воздушных потоков по внутреннему объему конуса позволяет свести к минимуму зависимость от внешних источников тепла. Измерения суточных колебаний температуры внутри чума в зимний, наиболее суровый, период показали, что даже в ночное время, когда не топится печь, и температура в помещении снижается до минусовой, в «жилых ячейках» (в развернутых пологах) воздух остается теплым — в комфортном диапазоне от +10 до +13°С.

Форма конуса способствует оптимальному распределению температур внутри жилища и быстрой тяге дыма. В момент разведения огня дым занимает все пространство чума равномерно, спустя несколько минут подогретые потоки воздуха устремляются вверх. Но поднимаются они не по вертикали, а по наклонной, вдоль стенок чума. Достигнув высоты роста человека, дым повисает до тех пор, пока горит очаг. Дым служит своеобразной «пробкой», не позволяющей проникать с улицы и из чумового отверстия холодному воздуху. «Термопробка» удерживает часть дыма от очага внутри чума, создавая идеальные условия для термодымовой обработки меховой одежды и нюков (покрышек чума), заготовке шкур, просушке и копчении пищи.
Хорошо сохраняют тепло и двойные, меховые покрышки, создающие эффект «термоса» (оболочка в оболочке). Для уменьшения объема и веса олений волос на внутренних нюках подстригают, оставляя лишь третью часть его длины. Подстриженные внутренние нюки не обмерзают. При продолжительных стоянках в зимний период в мех забивается снег, поэтому каждое утро хозяйка чума специальной палкой в виде сабли выбивает нюки на доступной высоте. Она строго следит за постоянством температуры нюка с его внутренней стороны и никогда не разведет чрезмерно большой огонь в очаге.

Подпись к фото в процессе
Спальные полога, днем собранные и привязанные к шестам чума, на ночь распускаются. Они делят внутреннее пространство чума на отдельные зоны — «комнатки». Несмотря на то, что шьются полога из обыкновенного ситца, они в значительной степени способствуют сохранению тепла зимой и защищают от гнуса летом. Во время сна тундровики укрываются (часто с головой) ягушкой (распашного кроя женской шубой), используемой в качестве одеяла. В сильные морозы используют кукуль — меховой спальный мешок. Путем создания «оболочки в оболочке», без дополнительного источника тепла можно значительно, почти в два раза, повысить температуру.
Снятие внешнего нюка (ея). Ямал, 2017
Чум — главный признак жизни в тундре. Самое характерное в его облике — конусообразная форма (угол наклона 45–50°). Лаконичный силуэт чума органично вписывается в окружающую среду. Коническая форма для тундры своя, «родная» (горы, сопки). Ненецкая загадка «Посередине тундры остроконечная куча, покрытая шкурами» (отгадка — чум) точно описывает эту особую примету жилища кочевников.

Коническая форма придает жилищу исключительную устойчивость: воздушные потоки, огибая конус, прижимают его к земле по всему периметру, поэтому при сильных ветрах чум никогда не опрокидывается, а лишь сильнее прижимается к земле. Чум-конус отражает возможные внешние воздействия в виде ветра, снега, попыток сдвинуть его с места или перевернуть.

Еще одна ценность конической формы чума — он никогда не заносится снегом. С крутой и гладкой поверхности конусообразного чума легко скатывается снег, поэтому его можно очистить, не снимая покрышек, постучав по стенкам специальной колотушкой-янгач.

Чум имеет сходство с живым организмом. Верхушка чума соответствует понятию головы — и не только по своему верхнему расположению, но и по функции. Она представляет собой узел, который держит все шесты и весь каркас. Верхние концы шестов образуют пучок сцепления, в котором сходятся и перераспределяются силовые импульсы. Особую нагрузку несут опорные шесты макода и священный шест сымзы, на который завязан второй важный узел чума — очажный. На шесте сымзы держится надочажное устройство, по нему в верхнее окно (макода си) идет дым «из дома в небо». Шест сымзы раньше отмечался семью вырезанными личинами, а в чуме шамана венчался фигурой мифической птицы Минлей. Священный шест (вместе с очагом) не разделяет пространство чума на священное и обыденное, а объединяет его, играя роль своего рода позвоночника.

Сходство чума с живым организмом вызывают его наружные и внутренние покрышки, сшитые из оленьих шкур (каждая из 15-20), придающие ему облик существа в огромной оленьей шкуре. Подобие усиливается его «живой температурой» — собственным внутренним микроклиматом.

Всё и все находящиеся внутри чума называются мяд-тер (содержимое чума, обитатели чума). В этом смысле люди и вещи относятся к одному разряду существ, объединенных общим качеством — местонахождение в чуме. Более того, чум оказывается вместилищем разного рода духов: мяд пухуча (хозяйки чума), ту пухуча (хозяйки огня), ӈытарма (духа покойного шамана) и других. Можно сказать, что чум обладает собственной душой.
ТЕХНОАНИМАЦИЯ
ТЕХНОАНИМАЦИЯ

Чум — главный признак жизни в тундре. Самое характерное в его облике — конусообразная форма (угол наклона 45–50°). Лаконичный силуэт чума органично вписывается в окружающую среду. Коническая форма для тундры своя, «родная» (горы, сопки). Ненецкая загадка «Посередине тундры остроконечная куча, покрытая шкурами» (отгадка — чум) точно описывает эту особую примету жилища кочевников.

Коническая форма придает жилищу исключительную устойчивость: воздушные потоки, огибая конус, прижимают его к земле по всему периметру, поэтому при сильных ветрах чум никогда не опрокидывается, а лишь сильнее прижимается к земле. Чум-конус отражает возможные внешние воздействия в виде ветра, снега, попыток сдвинуть его с места или перевернуть.

Еще одна ценность конической формы чума — он никогда не заносится снегом. С крутой и гладкой поверхности конусообразного чума легко скатывается снег, поэтому его можно очистить, не снимая покрышек, постучав по стенкам специальной колотушкой-янгач.

Чум имеет сходство с живым организмом. Верхушка чума соответствует понятию головы — и не только по своему верхнему расположению, но и по функции. Она представляет собой узел, который держит все шесты и весь каркас. Верхние концы шестов образуют пучок сцепления, в котором сходятся и перераспределяются силовые импульсы. Особую нагрузку несут опорные шесты макода и священный шест сымзы, на который завязан второй важный узел чума — очажный. На шесте сымзы держится надочажное устройство, по нему в верхнее окно (макода си) идет дым «из дома в небо». Шест сымзы раньше отмечался семью вырезанными личинами, а в чуме шамана венчался фигурой мифической птицы Минлей. Священный шест (вместе с очагом) не разделяет пространство чума на священное и обыденное, а объединяет его, играя роль своего рода позвоночника.

Сходство чума с живым организмом вызывают его наружные и внутренние покрышки, сшитые из оленьих шкур (каждая из 15-20), придающие ему облик существа в огромной оленьей шкуре. Подобие усиливается его «живой температурой» — собственным внутренним микроклиматом.

Всё и все находящиеся внутри чума называются мяд-тер (содержимое чума, обитатели чума). В этом смысле люди и вещи относятся к одному разряду существ, объединенных общим качеством — местонахождение в чуме. Более того, чум оказывается вместилищем разного рода духов: мяд пухуча (хозяйки чума), ту пухуча (хозяйки огня), ӈытарма (духа покойного шамана) и других. Можно сказать, что чум обладает собственной душой.

Центром жилища являлся очаг (костер, печь-буржуйка). Если от очага провести линию через си за пределы чума, то она выйдет на священную нарту хэхэ-хан, если линию провести в обратную сторону через нё (вход), она укажет на «грязную» нарту сябу.

Дальнее от входа пространство чума (си-няӈы, синекуй) считает мужским. По старому обычаю, здесь хранятся культовые предметы, некоторые мужские вещи (пояс с медвежьими клыками, инструменты), а также светильник (обычно керосиновая лампа), часы, радиоприемник. Сегодня в синекуе располагаются телевизоры компьютеры, зарядные устройства для гаджетов. В старину женщинам запрещалось обходить очаг, т. е. заходить за сымзы, и прикасаться к священным предметам.

Место у входа (нё-няӈы, нёний) традиционно считалось женским. Здесь обрабатывают шкуры и шьют одежду, хранят свои вещи хозяйка и взрослые дочери, сушат дрова для очага. Здесь же подвешивается детская люлька. Однако, несмотря на разделение чума на си и нё, все его пространство в той или иной степени оказывается женским. Когда оленевод возвращается из тундры, он оставляет верхнюю меховую одежду в нарте, в чуме снимает с себя малицу и меняет уличные кисы на домашние, свернутый пояс с амулетами кладет в изголовье постели, т.е. полностью меняет свое обличье, отдаваясь под покровительство женщины и очага.

По обеим сторонам от очага располагаются спальные места (ва’ав). Каждый член семьи в зависимости от возраста и статуса (положения) занимает определенное спальное место. Глава семьи, его жена и младшие дети располагаются в центре ва’ав. Неженатые сыновья размещаются ближе к переднему углу, а незамужние дочери — ближе к двери. Ближний от середины к си-няӈы угол, самое почетное место, занимают старики. Другие брачные пары (женатые сыновья, братья или работники с семьями) проживают на противоположной половине чума. Обычно в чуме проживают одна-две семьи, каждая из них занимает свою половину. Гостей размещают, придерживаясь той же схемы: мужчины — от середины к священному углу, женщины — от середины к входу. Ситцевые полога (есер”) делят внутреннее пространство жилища на отдельные «спальные комнаты», а летом еще и защищают от гнуса. На день они свертываются в рулон и привязываются к шестам над постелью.
ВЕЩЕОБОРОТ
ВЕЩЕОБОРОТ

Центром жилища являлся очаг (костер, печь-буржуйка). Если от очага провести линию через си за пределы чума, то она выйдет на священную нарту хэхэ-хан, если линию провести в обратную сторону через нё (вход), она укажет на «грязную» нарту сябу.

Дальнее от входа пространство чума (си-няӈы, синекуй) считает мужским. По старому обычаю, здесь хранятся культовые предметы, некоторые мужские вещи (пояс с медвежьими клыками, инструменты), а также светильник (обычно керосиновая лампа), часы, радиоприемник. Сегодня в синекуе располагаются телевизоры компьютеры, зарядные устройства для гаджетов. В старину женщинам запрещалось обходить очаг, т. е. заходить за сымзы, и прикасаться к священным предметам.

Место у входа (нё-няӈы, нёний) традиционно считалось женским. Здесь обрабатывают шкуры и шьют одежду, хранят свои вещи хозяйка и взрослые дочери, сушат дрова для очага. Здесь же подвешивается детская люлька. Однако, несмотря на разделение чума на си и нё, все его пространство в той или иной степени оказывается женским. Когда оленевод возвращается из тундры, он оставляет верхнюю меховую одежду в нарте, в чуме снимает с себя малицу и меняет уличные кисы на домашние, свернутый пояс с амулетами кладет в изголовье постели, т.е. полностью меняет свое обличье, отдаваясь под покровительство женщины и очага.

По обеим сторонам от очага располагаются спальные места (ва’ав). Каждый член семьи в зависимости от возраста и статуса (положения) занимает определенное спальное место. Глава семьи, его жена и младшие дети располагаются в центре ва’ав. Неженатые сыновья размещаются ближе к переднему углу, а незамужние дочери — ближе к двери. Ближний от середины к си-няӈы угол, самое почетное место, занимают старики. Другие брачные пары (женатые сыновья, братья или работники с семьями) проживают на противоположной половине чума. Обычно в чуме проживают одна-две семьи, каждая из них занимает свою половину. Гостей размещают, придерживаясь той же схемы: мужчины — от середины к священному углу, женщины — от середины к входу. Ситцевые полога (есер”) делят внутреннее пространство жилища на отдельные «спальные комнаты», а летом еще и защищают от гнуса. На день они свертываются в рулон и привязываются к шестам над постелью.

Внутреннее убранство чума дополняют низенький стол и ящик для посуды с фарфоровыми или фаянсовыми чашками и блюдцами, ложками и вилками. Обычно они стоят в «перднем углу», а на время трапезы выставляются в центр, к постелям. В переднем углу также хранится посуда (металлические баки, ведра, кастрюли), а также стоят телевизор, компьютер, радиоприемник, лежат батарейки и фонарики.

Для вещеоборота в чуме характерно постоянство местонахождения вещей при высокой частоте их сбора и раскладывания при перекочевках. Примечательно, что этот порядок соблюдается всеми ненцами-оленеводами, и мало кто из них импровизирует с интерьером (последней импровизацией, но опять-таки коллективной, можно считать «компьютеризацию» синекуя.

Другим признаком кочевого вещеоборота можно считать четкое разделение наружных и внутренних (по отношению к чуму) вещей. Первые хранятся в нартах, вторые — в чуме. Пограничные вещи (обувь, верхняя одежда, дрова, мусор) локализуются в промежуточном пространстве — у порога. В целом комплектация вещевого реквизита — ответственность женщины.

В ритме жизни чума обнаруживаются три состояния: еда, ночлег и рукоделие (в основном женское). Интерьер чума меняет облик в соответствии с правилами трансформера: чум превращается поочередно в спальню, столовую, мастерскую. В этом отношении внутренняя жизнь чума отвечает кочевому принципу пространственно-временной слитности.
Подпись к фото в процессе
Чукотка
И ещё 3 темы
И ещё 3 темы
Чукотка
кола
Ассортимент жилья
Ассортимент жилья
кола
Made on
Tilda