Закрыть

Яранга и палатка

Яранга (чук. yara´ñι, яран’ы ‘жилище’, ‘дом’; li´êran ‘настоящий дом’) — крытое шкурами каркасное сооружение с меховым пологом, традиционное мобильное жилище чукчей-оленеводов. Зимняя и летняя яранги имели одинаковое устройство (конструкцию), различаясь главным образом плотностью покрытия: зимняя яранга покрывалась новыми шкурами, летняя — старыми (поношенными зимними). Со временем зимняя яранга была вытеснена меховой палаткой и ныне сохранилась лишь летняя яранга оленных чукчей.
Подпись к фото в процессе
КОНСТРУКЦИЯ

Яранга оленных чукчей представляет собой круглый или овальный в основании шатер в виде усеченного конуса, высотой от 3,5 до 4,7 м, диаметром от 5,7 до 8,0 м. Внутреннее пространство яранги вокруг очага, называемое чоттагын, служит для приготовления пищи, хранения утвари, запасов пищи, повседневных занятий, общения и прочих нужд помимо сна и еды в зимние морозы.

Подпись к фото в процессе
Главная опорная конструкция — центральная (большая) тренога тэур. Каркас яранги составляют деревянные треножные и двуножные опоры разной длины: одинаковые по длине шесты связывают в стойки по три и по два ременной петлей, пропущенной через отверстия в их верхнем конце, нижний же их конец заострен. Треноги-стойки выстраиваются по кругу относительно центрального шеста. Вершины стоек соединяют горизонтальными шестами-перекладинами, при этом образуется остов в форме вертикального, слегка наклоненного внутрь, цилиндра. Над цилиндрическим основанием устанавливают длинные жерди в виде конического купола-крыши: нижние их концы закрепляют в точках соединения поперечных перекладин со стойками остова ремнями или веревками, а верхние заостренные концы заводят в петлю тэура или свободно укладывают на его вершину. В верхней части каркаса, ближе к выходу, оставляют дымовое отверстие (Богораз 1991:102; Историко-этнографический атлас Сибири 1951:147, 148, 195 (табл. 35, 4), 211 (табл. XIV, 5).
Распорка для яранги. Фото Д. Куканова, 2014
Шесты яранги изготавливают из березы, сосны или лиственницы. Древостоя на Чукотке немного (береза, например, растет в основном по берегам рек в континентальной части полуострова), поэтому шесты берегут и передают по наследству. Некоторым шестам и жердям яранги насчитывается больше ста лет.

Поверх деревянного каркаса яранги натягивают меховое покрытие ретэм, состоящее из двух половин-полотнищ, сшитых из оленьих шкур с коротко стриженым ворсом (для облегчения и минимизации обмерзания). Ретэм привязывают к каркасу ремнями, края полотнищ накладывают один на другой и скрепляют ремнями. Вход в ярангу располагается между двумя половинами покрытия, и край одной половины откидывается, заменяя дверь. Для удержания ретэма в натянутом состоянии с внутренней стороны ставят две-три Т-образные деревянные подпорки: концами их упирают в землю, а перекладинами — в верхние жерди, распирая всю конструкцию так, что она приобретает обтекаемую округлую форму. Для прочности покрытия и устойчивости каркаса основные шесты и конструктивные узлы укрепляют снаружи грузами (камнями, льдинами) и/или обставляют в круг вертикально поставленными и связанными друг с другом нартами. Нижний край покрытия (подол) заводят под нарты и придавливают камнями. Укрепленная таким образом яранга способна устоять (хотя и не всегда) под ударами тундровых ветров (Богораз 1991:102–104).

Полог в яранге. Фото Д. Куканова, 2014
Летняя яранга больше зимней, у нее больше треножных и двуножных стоек-опор и большее по размеру покрытие (на его изготовление требуется от 40 до 50 оленьих шкур). Летний ретэм шьют из старых шкур, часто из прошлогоднего зимнего ретэма, из покрытия старой палатки и полога, отчего он напоминает лоскутное одеяло. Зимний ретэм шьют из новых шкур или из шкур, служивших прежде для зимнего полога. Для доступа света над входом или в передней стенке ретэма в старые времена вшивали кусок моржовой кишки или хорошо выскобленной тонкой оленьей кожи (Богораз 1991:102; Историко-этнографический атлас Сибири 1951:148). Под воздействием ветра, снега, дождя, солнца и частого выбивания ретэм быстро изнашивается, поэтому ежегодно обновляется.

Яранга имеет двухкамерное устройство: в задней части ретэма устанавливают полог (yoro'ñι, йороны), служащий спальным помещением. Полог растягивается посредством двух длинных горизонтальных шестов, пропущенных через веревочные или кожаные петли. Концы переднего шеста опирают на наклонные стойки остова и фиксируют веревочным узлом, а задний шест крепят к остову яранги на петлях.

Величина полога зависит от числа обитателей яранги. В маленьких пологах с трудом (спиной к спине) помещаются четыре человека, зато в больших можно стоять и даже ходить. На пошив полога идет 12–15 оленьих шкур: на легкий — шкуры со стриженой шерстью или уже использованные, на тяжелый — густошерстные шкуры; мездру окрашивают настоем ольховой коры в темно-красный цвет (Богораз 1991:104, 105).

Конструктивные узлы яранги

В 1960–1980-х гг., у чукчей-кочевников появилось новое жилище — зимняя меховая палатка с печью-буржуйкой. Специального чукотского названия у нее нет, и к ней применяют общее для жилища слово яра (букв. ‘дом’) или русское — «палатка». Конструктивно она состоит из двух частей — основного жилого помещения, напоминающего по форме обычную двухскатную геологическую палатку, и тента-тамбура. Таким образом, сохраняется главный принцип яранги — двухкамерность.

Основные несущие элементы палатки — два треножника. Передний (место смыкания палатки и тамбура) обычно устанавливают немного выше заднего, на него опирают наклонные шесты тамбура, нижние концы которых, в свою очередь, крепят к каркасу из двух- и трехногих опор, соединенных горизонтальными шестами (как в яранге). Каркас жилой части палатки составляют коньковый шест (рисэкутын — ‘позвоночник’, ‘хребет’) и шесть боковых горизонтальных шестов (по три с каждой стороны), опирающиеся на боковые наклонные стойки треног. Покрытие палатки шьют из оленьих шкур (рыгран — букв. ‘волосатое / меховое укрытие’). Для вдевания каркасных жердей по обеим сторонам покрытия вшиваются по три «рукава».

Подпись к фото в процессе
Размеры палатки варьируют в зависимости от численности семьи и хозяйственной необходимости. На палатку идет от 16 до 30 оленьих шкур. Оленевод Андрей Антылин по этому поводу высказался в свойственной ему образной манере: «Чтобы сшить палатку, я съел целое стадо оленей». Для окраски шкур применяют ольховую кору и оленьи фекалии. В боковых стенках устраивают окна: в вертикальные прорези вшивают одежные застежки-молнии или вставляют деревянные рамы с оргстеклом (в раскрытом положении окна фиксируют палочкой-распоркой). У окон двойная функция — освещение и вентиляция.

Меховую палатку шьют так, чтобы при ее установке снизу остался подгиб в 20–30 см, который подворачивают внутрь и прижимают сверху постельными шкурами, что гарантирует от продувания. По сути, палатка выполняет функцию большого полога, преобразованного из спального помещения в жилое пространство.

Конструктивные узлы зимней палатки

Мобильное жилище

СЕЗОННОЕ ДВИЖЕНИЕ

Следуя за стадом в течение года, оленеводы дважды сменяют кров: ставят ярангу на лето, а с осени по весну живут в меховой палатке. Обычно после корализации (просчета и забоя оленей) оленеводы со стадами кочуют к зимним пастбищам. В последнее время первую перекочевку к местам зимовки многие бригады совершают на вездеходах (которые затем отправляются на поселковые базы), но затем до конца весны передвигаются на оленях. На одном месте стоят 2–3 недели. В среднем за зимний период жилище переносится на новое стойбище 15–16 раз.

К летним местам выпаса оленеводческие хозяйства приходят после отела, в конце мая, и остаются там до октября. Достигнув места летовки, семья ставит маленькую ярангу с пологом. Для ее сооружения используют шесты зимней палатки (тэур делается из передней треноги). Вместо печки камнями выкладывают кострище и пользуются для приготовления пищи открытым огнем. Женщины принимаются за пошив или починку летнего ретэма. И только по его готовности ставят большую летнюю ярангу. В июне пастухи уходят со стадом на летние пастбища, а в ярангах остаются женщины, старики и дети. Маленький ретэм и палатка лежат упакованные на нартах все лето.

Подпись к фото в процессе
Сменой-переносом жилища отмечаются переходные стадии оленеводческого хозяйственного цикла. На рубеже лета и осени пастухи собирают оленей и возвращаются к ярангам, где проводят праздник молодого оленя (эйнеткун). Незадолго до праздника летняя яранга снимается и передвигается на незначительное расстояние навстречу ожидаемому стаду. Традиция такой короткой «перекочевки» летней яранги обусловлена не только санитарно-гигиеническими целями (за лето у жилищ накапливается много мусора и отходов) (Богораз 1991:11, 112), но и стремлением к «обновлению жизни», знаменуемому долгожданной «встречей оленей и яранг» (Кочевники Арктики 2015:88, 89).

В сентябре–октябре, с наступлением холодов, ставят меховую «палатку» (до 1960-х гг. — зимнюю ярангу).
Летнюю ярангу (жерди, ретэмы и полог) вместе с летними вещами оставляют на стоянке до следующего года.

В старые времена стойбища оленных чукчей насчитывали до 10 яранг, выстроенных по линии восток–запад. Первая со стороны восхода — главная яранга, принадлежавшая державшему стадо лидеру (эрмэсит –– ‘сильный’). У богатого оленевода, говорят чукчи, «яранга большая и пухлая, как перевернутая чашка», и «от нее всегда идет запах дыма». Богатство также определялось по числу опор-треног внутри яранги: чем их больше, тем богаче хозяин, соответственно больше его яранга.
Окно палатки. Фото Т. Киссер, 2015
УСТАНОВКА

Установка яранги и палатки — занятие женское, но при ветре или пурге в постановке участвуют все. По мнению чукчей, «женщины ставят ярангу лучше, а мужики как попало вяжут, всегда кривая получается».

Для стоянки выбирают место преимущественно у реки, где есть кустарник, служащий оленеводам основным топливом. Установка яранги или палатки начинается с определения сторон света (вход должен смотреть на восход). Самая трудоемкая операция — расчистка площадки, так как снег следует убрать до самой земли. Для снятия дерна или снега прежде использовались деревянные лопаты и костяные мотыги, сегодня их заменили металлические инструменты. Углубленное таким образом жилище оказывается защищенным от ветра.

Чукотские лепешки. Фото А. Курлаева, 2017
При установке яранги вначале на земле или на снегу раскладывают треногу тэур, и по радиусу будущего жилища треножные и двуножные опоры.

Затем подымают тэур и по кругу устанавливают восемь–двенадцать деревянных треног, которые «связывают» горизонтальными жердями.

От треног к вершине яранги крепят наклонные (скатные) жерди второго яруса.

Последними ставятся задние подпорки, замем выкладывается камнями зона очага и натягивается полог.

После установки каркаса натягивают меховую покрышку ретэм.

Для фиксации подол покрышки придавливают к земле тяжелыми камнями и досками, а также установленными вертикально по периметру яранги нартами; при этом нарты связывают между собой, создавая второй пояс увязки яранги. После установки яранги в нее заносят шкуры, полог, утварь, нарты (внутри яранги нарты служат мебелью).

Сборка яранги

При установке меховой палатки после расчистки площадки расставляют большие треноги.

В центр заносят свернутую палатку, вставляют коньковый шест, а затем поочередно поднимают треноги. Один человек заходит внутрь висящей на коньковом шесте палатки, второй продевает в «рукава» горизонтальные шесты (последовательность действий во многом повторяет шаги по установке геологической палатки). После этого внутрь заносят печь, устанавливают трубу, хозяйка разводит огонь и кипятит чай.

Технология установки тамбура палатки аналогична сборке яранги. Сначала ставят два малых треножника и два двуножника, и всю конструкцию связывают горизонтальными шестами-перемычками, затем крепят наклонные жерди.

На каркас тамбура натягивают малый ретэм. Если погода ветреная или люди устали после длительного передвижения, сборка тамбура может быть отложена на следующий день.

Сборка зимней палатки

Палатка-трансформер

В чукотских яранге и палатке сохраняются четыре основных принципа устройства и использования кочевого жилья: двухкамерность (для баланса тепла), обтекаемость (для устойчивости к тундровым ветрам), обновляемость (поочередная замена деталей конструкции) и мобильность (сборно-разборная конструкция, относительная легкость транспортировки, дающая возможность двигаться за стадом).

Для перевозки яранги требуется 6–7 нарт. Одна грузовая нарта (репалькольгын) предназначается для транспортировки печки-буржуйки и большого ретэма. Отдельная нарта нагружается постельными шкурами, подушками и одеялами, на которые сверху укладываются постельные маты. Для перевозки длинных шестов предназначается нарта товри релькине (одна нарта на хозяйство-ярангу), для перевозки коротких шестов — варе релькине (3–4 нарты).
Подпись к фото в процессе
Еще две нарты требуются для транспортировки палатки: одна — для мехового покрытия, другая — для шестов и трубы печки.

С развертыванием транспортной и снегоходной «революции» (Pelto 1973; Кочевники Арктики 2015:56, 57) яранги на зимние стойбища стали перевозить на вездеходах и снегоходах вместе с прочим домашним скарбом.

палатка трансформер

Ветроустойчивость и теплообмен

Купольно-цилиндрическая яранга органично и эстетично вписывается в чукотский сопково-тундровый ландшафт. Купол чукотской яранги не столь ветроустойчив, как конус ненецкого чума. Эффект паруса яранги таков, что края ретэма приходится придавливать тяжелыми камнями, а прислоненные к яранге нарты связывать между собой. Дополнительным средством служит установка зимней яранги (ныне палатки) максимально низко, как бы прижимая к земле и вкапывая в снег. Фактором устойчивости оказывается сдвижка вершины яранги от центральной оси в сторону входа, что создает неравномерность давления ветра на купол и снижает эффект паруса. Вход в ярангу и палатку открывается в зависимости от направления ветра (всегда с подветренной стороны). Для большей устойчивости с подветренной стороны внутри жилища устанавливаются подпорки, при сильных ветровых нагрузках вместо двуножных опор ставятся треножные. Постоянно находясь в дыму, деревянные шесты остова приобретают прочность.

Яранга, как и чум, не подвергается снежным заносам. Во время сильных снежных бурь вокруг нее образуются ров и вал. Меховые ретэмы яранги и палатки собираются и сшиваются волосом вниз, что позволяет снегу и каплям дождя скатываться на землю, а не застревать в шкуре.

В сравнении с ненецким чумом яранга больше по размерам и довольно холодная. Проблема сохранения тепла решается благодаря двухкамерности яранги, состоящей из полога (внутреннего помещения) и покрытия ретэма (внешнего покрытия). Полог устроен так, что в зимнюю стужу нагревается теплом человеческих тел. Под меховым одеялом можно спать обнаженными. В прежние времена полог в зимней яранге освещался каменным или глиняным лампой-жирником (эек) (Богораз 1991:108, 109, 118). В советское время жирники были заменены керосиновыми лампами. За ночь от дыхания и испарения тел мех полога пропитывался влагой, и утром, после пробуждения, хозяйка снимала его, вымораживала на снегу и выбивала колотушкой. Процедура выбивания полога занимает около трех часов и требует больших физических усилий. При таком воздействии (влажность, промораживание, выбивание) полог быстро изнашивается и даже при тщательном уходе служит не более одного-двух сезонов.
Купольно-цилиндрическая яранга органично и эстетично вписывается в чукотский сопково-тундровый ландшафт. Купол чукотской яранги не столь ветроустойчив, как конус ненецкого чума. Эффект паруса яранги таков, что края ретэма приходится придавливать тяжелыми камнями, а прислоненные к яранге нарты связывать между собой. Дополнительным средством служит установка зимней яранги (ныне палатки) максимально низко, как бы прижимая к земле и вкапывая в снег. Фактором устойчивости оказывается сдвижка вершины яранги от центральной оси в сторону входа, что создает неравномерность давления ветра на купол и снижает эффект паруса. Вход в ярангу и палатку открывается в зависимости от направления ветра (всегда с подветренной стороны). Для большей устойчивости с подветренной стороны внутри жилища устанавливаются подпорки, при сильных ветровых нагрузках вместо двуножных опор ставятся треножные. Постоянно находясь в дыму, деревянные шесты остова приобретают прочность.

Яранга, как и чум, не подвергается снежным заносам. Во время сильных снежных бурь вокруг нее образуются ров и вал. Меховые ретэмы яранги и палатки собираются и сшиваются волосом вниз, что позволяет снегу и каплям дождя скатываться на землю, а не застревать в шкуре.

В сравнении с ненецким чумом яранга больше по размерам и довольно холодная. Проблема сохранения тепла решается благодаря двухкамерности яранги, состоящей из полога (внутреннего помещения) и покрытия ретэма (внешнего покрытия). Полог устроен так, что в зимнюю стужу нагревается теплом человеческих тел. Под меховым одеялом можно спать обнаженными. В прежние времена полог в зимней яранге освещался каменным или глиняным лампой-жирником (эек) (Богораз 1991:108, 109, 118). В советское время жирники были заменены керосиновыми лампами. За ночь от дыхания и испарения тел мех полога пропитывался влагой, и утром, после пробуждения, хозяйка снимала его, вымораживала на снегу и выбивала колотушкой. Процедура выбивания полога занимает около трех часов и требует больших физических усилий. При таком воздействии (влажность, промораживание, выбивание) полог быстро изнашивается и даже при тщательном уходе служит не более одного-двух сезонов.

Источники тепла в яранге

В отличие от яранги, жилое пространство палатки, постоянно обогреваемое печкой-буржуйкой, позволяет не только сохранять тепло, но и проветривать помещение; для этого достаточно приподнять переднюю часть мехового покрытия. Вход в тамбур палатки открывается с разных сторон, в зависимости от направления ветра, а вход (как и полог) ориентирован по центральной (длинной) оси тамбура, что предохраняет жилище от задувания ветра и снега. Во время сильных морозов, для экономии дров и сберегания покрытия от пересушивания мездры, внутри палатки, как в старой яранге, подвешивают полог, благодаря чему временно восстанавливается трехкамерная конструкция. Вместе с тем даже при хорошем уходе палатка выдерживает только два-три года.

«Скелет» зимней палатки

Источники тепла в зимней палатке

Ритмы жизни палатки и яранги

Тепло, как любой ограниченный ресурс, использовалось чукчами для выстраивания социальной и гендерной иерархии. Семейный полог яранги, служивший спальным помещением, был преимущественно мужской территорией: расположившись на постелях, мужчины отдыхали и принимали пищу. Женщина подавала им еду, разливала чай и забиралась в полог только на ночь, когда семья ложилась спать. Место у задней стенки полога считалось почетным. Левая половина полога, как правило, предназначалась для хозяев, правая — для младшего поколения и гостей. Люди низкого статуса оставались за пределами полога даже на ночь.
Подпись к фото в процессе
Земляной пол полога яранги и палатки застилается плетеными из ивовых прутьев матами и травяными циновками, а поверх — толстыми шкурами-постелями (до десятка больших шкур). На постели у задней стенки размещаются один-два длинных меховых мешка с обрезками шкур и одеждой. На ночь в палатке поверх старых шкур-постелей укладывают дополнительный слой постельных шкур, а мешки со шкурами перемещают к выходу, и они образуют постельное изголовье. Покрывалом прежде служило полотно из оленьих шкур, ныне используют фабричные одеяла. Для сохранения тепла на время сна подол полога и палатки подворачивают внутрь и закладывают под циновки. В этих же целях естественные нужды раньше справлялись прямо в пологе. Ночные вазы опорожнялись на принесенные пласты снега: хозяйка попросту высовывала руку из полога и выливала на них содержимое горшка. На следующий день этот снег использовался для приманивания оленей-мочеедов (Богораз 1991: 105, 106; Обручев 1954:269, 270).
Внутреннее пространство между входом и пологом (в яранге) — чоттагын —служит хозяйственной частью, где женщина проводит большую часть суток. В теплое время года чоттагын используется для еды, для отдыха и общения. В центре чоттагына или с некоторым смещением в сторону, под дымовым отверстием, располагается очаг. По окружности очажное пространство обкладывают камнями или дерном (в лесной зоне). Дым от костра уходит через отверстие в крыше; при сильных дождях дымовое окно закрывается затычкой. Несмотря на такую вентиляцию, в чоттагыне почти всегда дымно (стоять в полный рост сложно). Летом для вентиляции ретэм поднимается.

Подпись к фото в процессе
Температура внутри чоттагына такая же, как на улице, только без ветра, и отапливать эту часть яранги расточительно. Очаг разводят исключительно для приготовления пищи, а не для обогрева помещения или сушки. В целях экономии дров котлы и чайники подвешивают над очагом на цепях с помощью крюков, чаны и кастрюли устанавливают на камнях. Как только пища приготовлена, огонь тушится. В советский период в жизни оленеводов появились керогаз, примус, печки-буржуйки, «абешка» (генератор), которые значительно упростили обогрев жилища и приготовление пищи.

В прежние времена у боковых стен чоттагына большой яранги, с двух сторон от очага, начиная от полога, выстраивались с одной стороны мужская и женская нарты, с другой (обычно с левой) — культовые вещи или священная нарта. Эта часть жилища называлась янорвыт — нартенная кладовая (от ян — ‘кладовая’, орвыт — ‘нарты’). За пологом (ян’ан) и по обеим сторонам от него в больших мешках из шкур оленя или морского зверя хранили одежду и запасы шкур, рядом с очагом или у входа — запас сухих дров. На натянутых вдоль стен чоттагына ремнях и веревках сушится одежда и обувь.
В передней части чоттагына размещается нарта с кухонной утварью и продуктами (кокаван — посудное место, от кока, кук — ‘посуда’, ванн — ‘жилье’). Здесь же раньше стояли бочки с квашеной пищей, а на верхних и боковых жердях висело мясо или рыба. Дым от костра — отличный консервант. В летнее время в яранге выкапывали яму до мерзлоты, куда складывали мясо и рыбу, а сверху закрывали шкурами и травой. Мясо и жир хранили за спальным пологом; кровь и тюлений жир держали в специальных мешках вне яранги (Богораз 1991:112).

Подпись к фото в процессе
Домашняя утварь чукчей скромна: как правило, это низкий ящик-столик для приема пищи и хранения посуды, шкуры и «табуреты» из комля дерева или рога оленя. Ящики-столики распространились в чукотской тундре в советское время, в старые времена пищу принимали сидя вокруг общего длинного блюда в пологе или в чоттагыне. В хозяйстве оленных чукчей использовался прибор для разбивания костей, костяные лопаты и мотыги для выкапывания съедобных корней, котлы для приготовления пищи, разные деревянные и костяные блюда для мяса и рыбы, чайники, чашки, ковши, ложки.

Ритмы жизни Яранги и палатки

Дух яранги

Яранга обновляется постепенно, и некоторые ее детали имеют почтенный возраст в несколько сот лет, она, по представлению живущих, помнит ушедших в иной мир предков. А если учесть чукотскую веру в реинкарнацию (перерождение-возвращение) душ, то понятно, насколько судьбы людей оказываются связаны с судьбами вещей. Не случайно в чукотской традиции родство определяется по яранге, и на празднике эйнеткун обитателя стойбища наносят на лица знаки кровью «по их яранге», а для принесенных в жертву духам оленей женщины ставят «ярангу» из травяных кочек, песка и камней.
Чукчи считают ярангу живым существом женского пола. Как отмечал В. В. Лебедев, в ней все живое: и шесты, и покрышки, и полог. Здесь обитают главные семейные охранники — духи-хранители (тайныкут) и «огневые доски» (мильгэт), с помощью которых добывается «живой огонь» (1991:40). Шесты тэура считаются священными: когда собирают новую ярангу, их мажут кровью жертвенного оленя. Закрепленная на верхушке яранги «огневая доска» помогала собрать потерявшиеся «куски» стада.

Подпись к фото в процессе
Обитателей яранги называют ройыргын (от ройрын — ‘семья’). Однако состав яранги изменчив, и в этом выражается мобильность арктического «родства», а чукотские представления о семье и о личных взаимоотношениях отличаются от привычных. Женщина и мужчина относительно легко меняют спутника или спутницу жизни и покидают ярангу; в прошлом существовал обычай обмена женами и «молочного родства» между мужчинами. Дети могут жить как с отцом, так и с матерью. В яранге также могут проживать пастухи, и не обязательно родственники. Если у взрослых детей появились свои семьи, ставится дополнительный полог. Но со временем молодым предстоит собрать свою ярангу, которая будет дочерней по отношению к родительской (она может быть как отцовской, так и материнской). Родительская же яранга переходит по наследству сыну, с которым остаются престарелые родители (обычно к младшему). «Старшая яранга» выступает прародительницей нескольких яранг, и эта межпоколенная соподчиненность сохраняется. Яранга связывает мир живых с миром предков: у ее очага растут дети, к ее очагу собираются ушедшие в иной мир. По традиции в случае смерти члена семьи один из верхних шестов яранги сжигается, чтобы в верхнем мире покойный мог поставить свою ярангу — копию земной (Лебедев 1991:40, 41).

В тактике чукотско-корякско-юкагирских войн при нападении на стойбище прежде всего угонялись олени и разрушались жилища. Но пока жива яранга, жива и культура предков, считают чукчи. Ныне старые люди сетуют на то, что молодые хозяйки не хотят хранить семейные святыни, оставляют свои яранги и уезжают в поселок.
Подготовка бубна к празднику эйнеткун. Фото С. Белоруссовой, 2014
ямал
И ещё 4 темы
И ещё 4 темы
ямал
кола
Ассортимент жилья
Ассортимент жилья
кола
Made on
Tilda