Закрыть

Стада и бригады Чаун-Чукотки

Тундры Чаун-Чукотки осваивает сельхозпредприятие (СХП) «Чаунское», бывший совхоз «Певек» (1945−1999), с центральной усадьбой Усть-Чаун (Рыткучи) Чаунского района — одно из крупнейших оленеводческих предприятий Чукотки. В советскую эпоху поголовье оленей в «Певеке» достигало 60 тыс., а число бригад — 12. После преобразования в 1999 г. поголовье оленей в «Чаунском» снизилось до 14 тыс., число бригад — до 6, затем до 5. В «совхозном стаде» разрешено держать личных оленей, которых пастухи получают в виде премий за работу. В 2018 г. число личных оленей составляло лишь 87 голов: многие чукотские оленеводы считают, что «иметь личное стадо очень хлопотно».
Вуквукай, наставник 9-й бригады. Чаун-Чукотка. Фото А. Головнёва, 2014
Оленеводством занимаются чукчи, но управляют ими «приезжие»: два года назад предприятием руководил украинец А. Н. Зубенко (для удобства руководства СХП в 2017 г. перевел правление СХП из национального села Рыткучи в г. Певек), а после его увольнения — калмык Н. Т. Андреев (имеет немалый зоотехнический опыт в оленеводстве, но на дисплее его компьютера — фото лошадей). На долю дирекции выпадают главным образом заботы о забое оленей и подсчеты денежного оборота, а пастушеское бремя лежит целиком на чукчах, среди которых лидерство принадлежит братьям Б. Ф. Вуквукаю и А. Ф. Антылину, выпасающим больше половины чаунских оленей (12 тыс. и 6 тыс.).

Маршруты движения бригад МП СХП «Чаунское»
Из пяти работающих бригад три (2-я, 3-я и 9-я) кочуют на чаунской стороне и приписаны к центральной усадьбе в селе Рыткучи (с 2017 г. — к Певеку), а две бригады (5-я и 6-я) — на о-ве Айон, относятся к отделению «Айон». Из-за ликвидации нескольких бригад в ткани оленеводческих коммуникаций образовались прорехи, которые перекрываются поездками на снегоходах и средствами мобильной связи. Самое отдаленное кочевье 9-й бригады находится между реками М. Пыкарваам и Паляваам, за 200−250 км от центральной усадьбы. Возглавляет «девятку» знаменитый Вуквукай — наставник, под началом которого работают трое его сыновей (Виталий, Владимир и Алексей) с женами и детьми. По существу это бригада-семья, владеющая самым большим на Чукотке стадом в 12−13 тыс. оленей. За ней по размерам стада следуют (данные на начало 2016 г.) 3-я бригада под началом сына А. Ф. Антылина Ивана (5−6 тыс.) и 2-я бригада Игоря Тынечейвуна (3 тыс.), айонские 5-я Вячеслава Рультына (3,7 тыс.) и 6-я Андрея Люлькаля (3,2 тыс.).
Окарауливание стада. Чаун-Чукотка. Фото А. Головнёва, 2015
В конце 2016 г. руководством «Чаунского» была предпринята попытка разукрупнить 9-ю и 3-ю бригады, отделив часть стада 9-й в 8-ю, а 3-й в 4-ю. Однако, по словам оленеводов, эта мера была направлена не на улучшение хозяйства, а на подрыв влияния авторитетных чукотских лидеров, и появление «бумажных» бригад ничего в тундре не изменило: два крупных стада остались под контролем братьев Вуквукая и Антылина.

Крупнейшие чукотские бригады во многом сами определяют места выпаса и кочевок. 9-я бригада заняла свободные участки тундры оленеемкостью 9150 голов в Билибинском районе и претендует на пастбища оленеемкостью 2900 голов Анадырского района. Впрочем, администраторы относятся к этому своеволию с пониманием; нынешний директор СХП Чаунское" Н. Т. Андреев отмечает:
«У нас, в отличие от Ямала, с пастбищами свободно, паси — не хочу… В восьмидесятых годах, помню, между бригадирами до скандалов доходило, кому первому идти, где пасти. А сейчас территория свободна, куда хочешь, туда и иди. Маршруты у всех свои, олени привыкают, если переходишь на новый маршрут, они два-три года будут убегать. Буквально только что мы провели работы по землеустройству, просчитали оленеемкость пастбищ» (Чаун-Чукотка, 2017).
В «Чаунском» работает 130 человек; средняя зарплата 17 тыс. руб. (чуть выше средней по округу), плюс доплаты, субсидии от государства (существенные, из расчета 25 000 на оленя, в год на СХП — 70 млн руб.), а также экипировка: кухлянка верхняя и нижняя из оленьих шкур по 8500 руб., штаны верхние и нижние из оленьих шкур по 3000 руб., штаны из камуса по 5000 руб., торбоса средние и короткие 2 пары по 3000 и 2000 руб., чижи из камуса 2 пары по 2000 руб., чижи из оленьих шкур 4 пары по 1000 руб., рукавицы из камуса 2 пары по 1000 руб., малахай из камуса по 1000 руб., кукуль меховой по 7000 руб. Кроме того, по нормативам на одну ярангу при сроке службы четыре года полагается: полог из оленьих шкур (50 000 руб.), меховое покрытие на ярангу (2 шт. по 40 000 руб.), брезентовое покрытие на ярангу (2 шт. по 20 000 руб.), палатка меховая (150 000), кораль переносной (800 погонных метра, 30 000 руб.) (Постановление Правительства Чукотского АО…, прил. 1, 2).

Главная проблема сельхозпредприятия — ограниченный внутренний рынок (включающий соседние поселки и прииски) сбыта оленины при отсутствии выхода на внешние рынки. Необходимость первичной переработки оленины на местах с целью ее вывоза за пределы района побудила дирекцию «Чаунского» закупить установки по первичной переработке оленины на местах забоя в Рыткучи и Айоне. Объем реализации ограничен даже с учетом плановых закупок учреждениями образования и здравоохранения. К тому же на прилавках торговой сети продукция «Чаунского» соседствует с мясом дикого оленя, которого местные жители добывают по квотам, выделенным окружным охотуправлением (цена на оленину 180 рублей кг) (Олегович 2018).
Забой оленей в отделении Айон проводится на забойном пункте в 3 км к востоку от с. Айон. На Айоне (среднее течение р. Наглейнынваам) стоит промежуточная база. Весенняя корализация в айонских бригадах проводится по маршрутам 5 и 6-й бригад, на ручье возле пос. Бараниха, а осенняя — в 30 км от Айона (навигация Маяк). 5-я и 6-я айонские бригады, в отличие от 2-й, 3-й и 9-й чаунских, совершают классические миграции тундра-море: с острова Айон и побережья Малого Чаунского пролива до Баранихи и обратно. Раньше их маршруты были длиннее — от Айона (летние пастбища) до Илернейских озер (зимние пастбища) — почти 500 км. Айонские стада всегда в движении.

Подпись к фото в процессе
«Летом олени сами бегут к морю, только сзади подталкивай и отставшие куски направляй по маршруту. Одно стадо остается на побережье, другое переходит на остров. На проливе кроме ягеля и зелени в изобилии соленая трава(нуретпильхен) и морская капуста — это отличный корм для оленей. Быки бегут галопом к морю, чтобы поесть зеленой травы, важенки бросают своих телят. От этой травы олени упитанные становятся, поэтому айонское оленье мясо считается самым лучшим на Чукотке» (И. А. Ранав, Чаун-Чукотка, 2017).

Чаунские бригады гонят отобранных для забоя оленей к концу ноября к с. Рыткучи, где сооружен кораль и открыт пункт убоя оленей. Забой длится 7−8 дней силами поселковых забойщиков, с обработкой 60−70 туш в день. Осенью 2018 г. открылся новый стационарный высокотехнологичный оленеубойный пункт в 5 км от моста через р. Паляваам (в районе р. Левтуттывеем), по дороге Певек — Билибино, в 200 км от Певека. Установка забойного пункта — часть финско-российского проекта поставки чукотской оленины в страны Евросоюза. Ежегодно планируется экспортировать около 240 т мяса, большая часть которого пойдет в Финляндию и Швецию (Синкевич 2018). Рядом с убойным пунктом планируется создать полный сельскохозяйственный комплекс: поставить перевалбазу и кораль.

«Круглый» год бригады № 3

ДВИЖЕНИЕ

В чукотской динамике три орбиты или скорости. Пеший ход образует основу матрицы мобильности: благодаря навыкам долгой ходьбы все пространство выпаса стада и кочевья пересекается пешими маршрутами, которые в прежние годы были обычаем, а сегодня представляют собой эпизоды, но их сеть, соединяющая стойбище, стадо и круг кочевий, остается прежней, хотя и уплотняется за счет поездок на снегоходах и квадроциклах. Средний горизонт составляет оленное движение стада и каравана с короткими стоянками в межсезонья и длительными в летний и зимний сезоны. Длинный радиус характерен для авиа- и автоперевозок тундра-поселок/город, которые для многих тундровиков представляют собой вариант вахты (почти у всех есть квартиры или дома в поселках). В прошлом третья «орбита» выглядела движением между тундровыми стойбищами и береговыми поселками, в которых оленеводы и зверобои нередко выступали в роли торговцев (кавральыт). В этой трехступенчатой мобильности один и тот же человек ведет себя по-разному, и эти стили движения не всегда органично сочетаются; например, когда пастух покидает бригаду и оказывается в поселке, его занятия имеют мало общего с пастушеством.

Стадо 3-й бригады у Сопки-гвоздь. Фото Е. Переваловой , 2017
В отличие от ненцев, которые будто слиты со стадом и кочуют внутри него, чукчи держат стадо на расстоянии, окарауливают со стороны, добираясь до него пешком, на оленях или снегоходах. Если ненцы регулярно (раз в день) пригоняют своих оленей на стойбище, то чукчи собирают к ярангам лишь небольшое стадо ездовых быков. Чукотское кочевье выглядит как перестановка стойбища с одной точки контроля стада на другую. Эта манера напоминает охотничьи маневры преследования и подстерегания дикого стада. В течение года (гивинит) чукчи кочуют 15–40 раз, в зависимости от корма на пастбищах, погоды и дробления бригады для выпаса «кусков» стада. Это ритм «оленьего движения» — средней ступени, тогда как количество пеших перемещений пастуха, в том числе на летовках в отрыве от яранг, измеряется сотнями.

Поскольку пространство и время у кочевников слиты, миграционный маршрут 3-й чаунской бригады имеет вид одновременно круга в пространстве и круглого года во времени. Опорной точкой является место стоянки летних «тяжелых» яранг на р. Элькаквун, которое в календаре обозначается анойильгын («месяц стояния», июль). Название реки происходит от находящейся неподалеку остроконечной сопки (Элькаквун — Сопка-гвоздь), с вершины которой оленеводы обычно оглядывают окрестности, выискивают оленей, следят за хищниками. В этом смысле Элькаквун действительно служит «гвоздем» кочевой жизни 3-й бригады.
Наблюдение за стадом. Фото А. Головнёва, 2015
Летнее стойбище 3-й бригады состоит из 5−6 яранг, склада вещей и запасов пищи, стоянки снегоходов. Женщины, старики и дети проводят лето (әленит) — месяцы «разлива рек» (имлыръылгын, июнь), «комара» (внъойилъгын, июль) и «очищения рогов» (нетгыльгын, август) — в ярангах на стойбище, а мужчины отправляются на «летовку» — следуют за стадом, охраняя его от хищников и отслеживая его поведение и перемещение. От летнего нагула стада зависит состояние оленей в течение всего года, в том числе в ключевые для оленеводства периоды осеннего года и весеннего отела, и искусство пастьбы летом состоит в неназойливом окарауливании. Пастухи полагаются на движение самого стада и его вожаков, среди которых лучше всех знают тундру и удачно выбирают маршруты потомки «дикарей». Летом чукчи оленей не запрягают и пасут стадо пешком (сегодня динамики выпаса добавляют квадроциклы, на которых ездят наставник и бригадир).

Подпись к фото в процессе
В середине августа летовка завершается и наступает пора сбора стада, в том числе всех отколовшихся «кусков», и его движения к ярангам. Встреча стада с ярангами в конце августа или начале сентября отмечается трехдневным ритуалом эйнеткун, включающим жертвоприношения, изгнание духов-келе, забой телят на одежду. К сентябрьскому сбору на стойбище бригады приезжает команда коральщиков, устанавливает полотняный кораль и проводит просчет и отбор части стада для перегона в Усть-Чаун на забой. После месяца «гона» (эйнейгыльгын, сентябрь) оленеводы готовятся к кочеванию.
Месяц «начала зимы» (льялароңок, октябрь) и выпадения снега — время первой осенней перекочевки на новое стойбище, которую 3-я бригада совершает с помощью вездехода, который после этого отправляется на зимовку в Усть-Чаун. Стоянка на первом осеннем стойбище длится 2–3 недели. Впрочем, размеренный ход движения нередко нарушается непредвиденными событиями. Например, осенью 2017 г., накануне запланированной перекочевки с р. Элькаквун на водораздел к р. Мал. Мильгуввем задул южак (сильный юго-западный ветер) и большой «кусок» стада (около 300 голов) ушел в долину; двум ярангам (палаткам) пришлось остаться на месте и позднее, дождавшись замерзания рек, догонять основное стадо. А в ноябре 2016 г. выпал глубокий снег и полил дождь; во избежание потерь из-за гололеда ход кочевания резко изменился. «На сопках снег, по реке еще больше снега. Решили, что разворачивать надо, а то кончим стадо. Уже третий год дождь зимой» — поясняет Антылин.

Зима (льэльен) — самое спокойное и благополучное время для оленеводов, если не считать метелей и волков, от которых стадо охраняют посменно смены из двух пастухов. От основного стада в ноябре отделяют 300–400 «пряговых» (упряжных) быков, и выпасают оба стада на ягельниках неподалеку друг от друга. В течение зимы бригада кочует на упряжных оленях. С «пряговым» стадом идет зимняя палатка с двумя семьями молодых пастухов и основным обозом на грузовых нартах. Остальные пастухи кочуют с основным стадом, взяв с собой палатку, печку, запас пищи, включая нарту с мороженым мясом. Впереди налегке идет основное стадо, следом — пастухи с «пряговым куском».

Схема годичной миграции 3-й бригады МП СХП «Чаунское»
В марте (лъоргықа — «месяц появления шерсти на головах утробных оленят») проводят кораль и отделяют маточное стадо (беременных важенок) от прошлогодних телят, холощеных быков и самцов-производителей (если телят не отделить, важенки будут кормить их, а не новорожденных). После разделения стада одна бригадная палатка уходит с маточным стадом, вторая — с быками, третья — с телятами.

«Месяц отела» (гройильгын, апрель и начало мая) — кульминация оленеводства (дикий олень телится на две-три недели позже). По признанию пастухов, «отельное время — самое трудное. Сторожить важенок приходится постоянно, так как к стаду липнут вороны, песцы, волки, росомахи и медведи. Звери и птицы готовы растащить и последы, и оленят. А если погода плохая, пурга, то может погибнуть половина оленят». После отела части стада и части бригады воссоединяются и совершают последний переход к «сопке-гвоздю», где по окончании месяца «тронувшейся воды» (имлыръильгын, май) ставят летние яранги.
кола
кола
ямал
ямал
Движение оленей и оленеводов
Движение оленей и оленеводов
Made on
Tilda