Закрыть

Кочевой трансформер

Что первично — кочевье или стойбище? — основной вопрос номадизма, который сами кочевники никогда не задают. Для них стойбище (ңэсы) и кочующий караван (мюд) — не два противоположных состояния, а ритм жизни. Для кочевника они неразделимы в их естественном чередовании: как караван немыслим без остановки, так и стойбище предполагает кочевье. Слова мю (кочевка) и мя (чум) созвучны, будто доли одного ритма.
Стадо на отдыхе. Фото А. Головнёва, 2018
В языке ненцев-кочевников, в отличие от языков оседлых народов (например, русском или английском), последним в предложении стоит непременно глагол. Скажем, выражение «по дороге движется караван» звучит по-ненецки сехэрэвна мюд миңа — букв. «по дороге караван движется». Так выглядит и жизненная динамика: у ненцев событие завершается, а выполняют какую-то работу (например, женщина шьет, мужчина строгает нарту). В жизненной онтологии картина примерно та же: у ненцев нет окончания движения в виде финального покоя, поскольку покойники тоже кочуют по своей потусторонней тундре; нет и исходного состояния вне каслания, поскольку младенец кочует уже в утробе матери (вместе с ней на женской нарте), а иногда рождается прямо в пути; в этом случае ему дают имя Мюсена (рожденный в кочевье, букв. «кочующий»).

Движение семейного каравана
Вся ненецкая культура — кочевой трансформер, перемещающийся в пространстве-времени и меняющий свой облик в разных ритмах и измерениях. В годичном цикле трансформация состоит в смене конфигурации тундровых кочевий от зимы к лету (зимой они сосредоточены в южной тундре и лесотундре, летом — рассредоточены по просторам тундры с захватом ее северных и приморских окраин). В точке перехода от лета к зиме, называемой по («дверь»; так же обозначается и весь год), происходит замена летнего снаряжения на зимнее; тем самым кочевье не существительным-итогом, а глаголом-действием. Иначе говоря, движение- действие оказывается опорной категорией, если угодно состоянием по умолчанию. На бытовом уровне это заметно в том, что мужчина и женщина чувствуют себя уютно, в покое, если не бездельничают (это вызывает тревогу), полностью переодевается и переоснащается. В повседневности самым очевидным выражением трансформера является превращение кочевья в стойбище и наоборот. Если принять за норму 120 перекочевок в год, то получится, что усредненный ритм этой трансформации равен двум долям стойбища и одной доле кочевья (два дня остановки, один день перекочевки), а полный пространственно-временной оборот стойбище-кочевье-стойбище составляет три дня. У малооленных и краткомаршрутных хозяйств этот ритм может составлять 5−7 дней. Кроме того, зимой ритм значительно (на порядок) замедлен — на это время приходится своего рода «сон кочевья».

Обозначение места нового стой бища.
Фото А. Головнёва, 2016
Главным средством кочевья (не считая людей и оленей) является нарта (хан) и нартенный караван (мюд, аргиш), основным элементом стойбища — чум (мя), хотя нарты выполняют функции интерьера и на стойбище. Например, продуктовые нарты (нянь- хан, ңамзи-хан, ларь-хан) служат наружными хранилищами хлеба, мяса, рыбы и другой пищи, а нарты с одеждой и шкурами — удобной уличной кладовкой. Тем самым мюд никогда полностью не распаковывается; караванная упаковка продуктов и запасной одежды надежна и практична на стойбище (особенно в ненастье), а по необходимости используемое в быту имущество может быть мобильно заменено и пополнено из стоящих вокруг чума нарт. Таким образом, интерьером стойбища можно считать не только чум, но и окружающие его нарты (остановленный и уютно расставленный обоз). Соответственно, распределение вещей по нартам имеет смысл не кратковременного перевоза, а постоянного хранения. Даже если нарта полностью освобождается от груза (например, с ңуто снимаются чумовые шесты), она все равно «не расстается» со своим содержимым: ңуто приставляется к чуму снаружи (со стороны си), подпирает шесты чума и служит то вешалом для сушки мяса или рыбы, то, в случае нужды, лестницей к верхушке чума.

Заворот каравана на новое стойбище
Караван ведет глава (ерв) кочевья. Он первым выезжает со стойбища на запряженной четверкой или пятеркой оленей легковой нарте ңэдалёсь. Когда стойбище, состоящее из нескольких чумов, преобразуется в кочевье, нить каравана растягивается от горизонта к горизонту, иногда на несколько километров. В этот момент возникает ассоциация кочевого трансформера с гигантской змеей, сворачивающейся в клубок на стойбище и разворачивающейся во всю длину в движении. Примечательно, что при перекочевке стадо не надо гнать — олени охотно пристраиваются к каравану и движутся вместе с ним. Кочевье оказывается самым органичным способом сосуществования и совместного движения людей и оленей.
Кочевье сжимается в стойбище так же впечатляюще быстро, как разворачивается. Глава кочевья втыкает свой хорей на месте нового стойбища, и тут же вслед за ним к месту стойбища подходят и в привычном порядке располагаются другие аргиши. Расстановка нарт на новом стойбище имеет свой порядок: куда бы ни направлялось кочевье, при остановке нарты ставятся носами на восход (иначе стоят только нарты покойников); кроме того, женские нарты (не-хан и сябу) не должны пересекать пространство си-няңы (условная линия, идущая от очага к священному шесту симсы и далее на закат). Кстати, на каждой стоянке нарты непременно разворачиваются носами на восход. Аргиши с нартами, перевозящими чум — ңуто (жерди) и ея-хан (верхние нюки) — огибают место будущего чума с обеих сторон и останавливаются в нескольких шагах от окружности его основания.

Распаковка нарт, установка чума
В конце февраля — начале марта 4-я, 6-я и 7-я бригады возвращаются к Ловозеру и поочередно «кусками» прогоняют стадо через кораль, где проходит кастрация, спил рогов и ветеринарная обработка. Маточное поголовье (важенки) отделяется от няловки (молодняк и смешанное стадо) и ездовых быков. Маточное стадо и няловку ведут к Полмосу, на наволоки близ Лявозера и в низовья р. Няльмйок. Быков гонят на Полмос в кораль, чтобы отобрать 80−90 голов на упряжки для выезда к стадам в период распутицы, когда ездить на снегоходах будет невозможно. На одного пастуха приходится по 5−10 быков (4−5 оленей на упряжку, 1−2 запасных, 1−2 для выучки). Еще три упряжки остаются на все лето в изгороди на Полмосе, их используют только в начале осеннего сбора стада. Запрягать быков начинают во второй половине мая.

Няловка и быки в сопровождении пастухов на снегоходах, пока позволяет снег, направляется к Баренцеву морю. Выпускают стадо между реками Рындой и Харловкой, направляя его на летний выпас подальше от пос. Туманный (разг. Туманка). Няловку и быков отпускают, «чуть толкнув их в нужном направлении» (стадо движется по водоразделам до побережья).

Крепление шестов ти. Фото Д. Куканова, 2016
Распаковка нарт, Отдых на стойбище (вечер)
Подготовка стойбища к кочевью (утро)
У стойбища, как и у аргиша, есть свой эластичный, но устойчивый шаблон: независимо от частоты постановки на новом месте (до 120 раз в течение года) и от особенностей ландшафта (или с незначительной поправкой на ландшафт), оно, будто по трафарету, приобретает привычный облик и упорядоченную структуру. Все чумы выстроены легкой дугой, обращены входами на восход; все нарты сгруппированы в определенном порядке вокруг своих чумов и обращены носами в ту же сторону. Этой структурой все ненецкие стойбища похожи друг на друга, и только сами ненцы способны сразу уловить особенности внутреннего устройства различных стойбищ. От такой упругости и повторяемости форм создается впечатление, что «архитектура» стойбища привязана не к конкретной местности, а к условной тундровой подоснове, и больше ориентирована на большое пространство, в котором важны координаты восход-закат, чем на локальную нишу, в которой значимы склоны и водоемы. Иначе говоря, для тундрового стойбища важнее его место в цепочке кочевого пути, чем в точечном локусе, и ненцы выбирают для стойбища место, максимально соответствующее заданному шаблону. Существенное значение для этого выбора (обычно повторяющегося на устойчивых маршрутах), помимо учета близости водоема, зарослей кустарника, ветрового и снежного режима, имеет обстановка взаимодействия людей и оленей: стойбище располагается на ровной возвышенной площадке для удобства обзора окрестностей и загона стада оленей (с учетом его величины).

Преобразование стойбища в кочевье
Построение каравана
Старт кочевья
Механизм кочевого трансформера работает ритмично и эффективно в тундровой экологической и социальной среде. В иной обстановке, или с изменением условий, он может давать сбои. Так происходит, когда тундровые ненцы перегоняют стадо по тайге или в «индустриальных джунглях» крупной промбазы (например, Бованенково). Впрочем, как показывает практика, опытные оленеводы способны регулировать механизм трансформера, адаптируя его к новым вызовам и обстоятельствам. У кочевого трансформера есть свой ритм, вернее несколько ритмов в слитном пространстве-времени — годичный, полугодичный, сезонный, месячный, суточный, — в которых соучаствуют люди, олени, природные явления и общественные события.
Загон стада. Фото А. Головнёва, 2016
ЧУКОТКА
ЧУКОТКА
Ярен и муульгын: ритмы движения
Ярен и муульгын: ритмы движения
Made on
Tilda