Закрыть

Ярен и муульгын: ритмы движения

Век назад кочующая группа чукчей-оленеводов была в среднем вдвое меньше, чем сейчас, и состояла из 2−3 семей (10−15 человек), а крупные стойбища в десяток яранг образовывались лишь на ярмарках. Во главе группы стоял хозяин стада (или большей его части), чья «бычьеподобная» (подобно крупному быку-самцу в оленьем стаде) яранга располагалась первой с северного или восточного края стойбища. Хозяина стойбища называют «главнодомный» или «переднедомный», а обитателей остальных яранг — «заднедомными». «Главнодомный» первым после перекочевки ставит свою ярангу, «остальные подстраиваются в порядке подхода к стоянке».
Подпись к фото в процессе
В современных бригадах по 4−6 яранг, главная из которых (ермесит) занимает северо- восточный край и принадлежит бригадиру. Раньше яранги бригады кочевали единовременно, сейчас, в зависимости от планов окарауливания стада или его частей, часть яранг может остаться, а часть перекочевать на новое место. Согласование дальнейших действий достигается посредством поездок на снегоходах и оленьих упряжках. Части бригады могут стоять порознь несколько недель и сойтись вместе на следующей перекочевке. Кроме того, перекочевка может проходить в несколько этапов, включающих переброску грузовых обозов и перевоз собственно яранги с ее обитателями. Основные состояния в ритме чередований чукотской оленеводческой статики и динамики — ярен (стойбище) и муульгын (кочевой караван).

Подгон ездовых оленей. Перекочевка 3-й бригады
Слово яранга образовано от понятия яраӈы — «дом, жилье». Яранга представляет собой не только жилище кочевника, но и социальное ядро, причастность к которому определяет место и роль человека в обыденной жизни, ритуалах, отношениях родства и соседства. В чукотской традиции стойбище и прилегающая к нему территория называется ярен, в отличие от внешней тундры нутенут (Vaté 2011:141, 142). Пространство перед ярангой и палаткой называется тыльхыттыесан. Сюда пригоняют стадо, поэтому здесь не ставят вездеходы, нарты, не оставляют мусор. Грузовые нарты расставляют позади или чуть в стороне от яранги или палатки (магны — нартенное место). Нарты для транспортировки шестов (релкины) прячут под ними. Мастерить и строгать мужчина может в любом месте, а также внутри и снаружи яранги, только не перед входом. Вешала для мяса и шкур (энотмэн) размещают на продуваемых местах с любой стороны яранги. Для отходов позади яранги делают специальную яму (ыттъытын), куда опорожняют ночные горшки. То, что хранят в яранге, называется райырчын, что снаружи — наргынкэнатйыргыт. Раньше в больших ярангах, кроме полога с постелями и домашнего скарба, хранили нарты, поскольку, как считают чукчи, «дождь и солнце сжигают их». Посудную нарту с запасами пищи ставили внутри яранги с одной стороны и, священную и ездовые нарты — с другой. Кроме того, стоящими нартами подпирали и окружали ярангу так, что иногда создавалось впечатление, что яранга — дом из нарт.

Старт муурилей
Перед началом осенне-зимней кочевки оленеводы готовят нарты: если требуется, ремонтируют грузовые и перевязывают ездовые, заменяя детали и ремни, чистят полозья. Несколько дней уходит на упаковку грузов. Как только ляжет снег, яранги (палатки) готовы двигаться к зимним пастбищам. По воспоминаниям Варвары Кузнецовой, в 1940—1950-е гг. осенние и весенние кочевки продолжались много дней и остановки в пути (стоянки) рассматривались как короткая передышка, не требующая основательной постановки жилищ: нарты оставляли на земле, не внося в ярангу и не подпирая ее снаружи.

Элгаан — нартовый кораль. Фото Д. Куканова, 2015
В 2017 г. в ходе весенней перекочевки 3-й бригады накануне отела одна яранга откочевала ближе к маточному стаду, другая направилась в сторону летней стоянки с расчетом на опережение движения стада. Первым делом наставник, определяющий расположение следующей стоянки и режим перекочевки, совершил разведочную поездку к предполагаемому месту новой стоянки на снегоходе с небольшим грузовым караваном (мууриль), состоящим из нескольких нарт с дровами (сухостоем) и продуктами. Для обозначения такой поездки чукчи используют слово мальячить (перевозить грузы на новую стоянку). Все места, пригодные для стоянки, оленеводам хорошо известны, однако всякий раз могут быть приняты поправки, исходя из состояния снега, пастбищ и стада, близости кустарника для очага и водоема. Найдя подходящее место, наставник отметил его оставленными нартами, по обычаю развернув их носами на юго-восток, навстречу солнцу.
На следующий день собирается муульгын из двух муурилей. С раннего утра начинается подготовка грузовых нарт, которые составляют в элгаан — полукруглый кораль из вертикально приставленных друг к другу 15−16 нарт. Внешне он напоминает зубчатый забор, служащий оградой для загона оленей; при этом нарты составлены так, чтобы с началом движения они растянулись в караван. Затем мужчины идут или едут в стадо, отбивая нужный для каравана «кусок» упряжных оленей. Подогнав его к ярангам, пастухи направляют оленей в элгаан, а оставшихся отлавливают арканами. Затем запрягают оленей, надевая узду и крепя лямки к вертикально стоящим нартам. В голову каравана ставят легковую нарту, женскую кибитку и священную нарту. Когда все олени запряжены и выстроены вдоль элгаан, после чаепития, ведущий каравана осторожно тянет на себя узду передового оленя (смирного и хорошо обученного), муульгын трогается, и стоящие в ряд нарты одна за другой опускаются на снег и выстраиваются в цуг — нартовый кораль (элгаан) трансформируется в нартовый поезд (мууриль).

Движение муурилей по тундре. Перекочевка 3-й бригады
Сборы яранг на перекочевку начинаются со снятия покрышек (ретэм) яранги или палатки. При этом отвязывают горизонтальные жерди, убирают двух- и треножные опоры тамбура. Их связывают и крепят к нартам, предназначенным для транспортировки шестов (релкины). В посудную нарту загружают чайники, котлы, посуду, продукты, сверху все накрывают меховым пологом. Затем выносят печку, топоры, дрова, пилы и загружают в отдельную нарту. На грузовые нарты кладут постель (постельные шкуры, одеяла, подушки, маты из прутьев). На одну большую и три маленьких нарты релкины укладывают и привязывают жерди и шесты жилища.

Мууриль — нартовый караван. Фото Д. Куканова, 2015
В современном чукотском караване от 30 до 40 нарт (в прошлом караван состоял из 10−15 нарт, но состоятельные семьи кочевали транспортными поездами в 40−60 нарт). «Небольшое стойбище при перекочевке обычно делает в день до 25 миль, большое стойбище — от 10 до 15 миль, часто же, особенно ранней осенью, не более трех или пяти миль в сутки», — писал Богораз (1991:31−33). Сегодня перегон совершается одним пробегом в 10−15 км, чтобы как можно быстрее освободить оленей из упряжек, однако на самом деле в пути случаются остановки из-за запутавшихся оленей, опрокинувшихся нарт, разорвавшихся лямок. Перекочевка занимает световой день, движение каравана — около трех часов. Подойдя к месту стоянки, муурили делают разворот по солнцу — каждый мууриль разворачивается вокруг места установки своей яранги или палатки. Иногда делают несколько поворотов, пока нарты не встанут в нужном порядке и направлении по линии восток-запад. Первым останавливается и разгружается мууриль главной яранги — ермесит.
По прибытии к месту стоянки в первую очередь распрягают и отпускают оленей. Затем расчищают место под палатки или яранги. Развязывают жерди, раскладывают палатку, вставляют верхнюю жердь в прорези, ставят треножные опоры, потом вставляются боковые жерди. Заносят и подвязывают полог. В тамбуре ставят посудную нарту. Следом заносят постели, ставят печку и стол. Затем обустраивают тамбур: расправляют и связывают треножные и двуножные опоры, натягивают ретэм. Жилище укрепляют обкладкой из комьев снега или камней, подпирают нартами. Когда яранга со всех сторон обставлена нартами, она чем-то напоминает элгаан — кораль из вертикально составленных нарт.

Расположение нарт на месте будущего стойбища
ЯМАЛ
ЯМАЛ
Кочевой трансформер
Кочевой трансформер
Made on
Tilda