Слово яранга образовано от понятия яраӈы — «дом, жилье». Яранга представляет собой не только жилище кочевника, но и социальное ядро, причастность к которому определяет место и роль человека в обыденной жизни, ритуалах, отношениях родства и соседства. В чукотской традиции стойбище и прилегающая к нему территория называется ярен, в отличие от внешней тундры нутенут (Vaté 2011:141, 142). Пространство перед ярангой и палаткой называется тыльхыттыесан. Сюда пригоняют стадо, поэтому здесь не ставят вездеходы, нарты, не оставляют мусор. Грузовые нарты расставляют позади или чуть в стороне от яранги или палатки (магны — нартенное место). Нарты для транспортировки шестов (релкины) прячут под ними. Мастерить и строгать мужчина может в любом месте, а также внутри и снаружи яранги, только не перед входом. Вешала для мяса и шкур (энотмэн) размещают на продуваемых местах с любой стороны яранги. Для отходов позади яранги делают специальную яму (ыттъытын), куда опорожняют ночные горшки. То, что хранят в яранге, называется райырчын, что снаружи — наргынкэнатйыргыт. Раньше в больших ярангах, кроме полога с постелями и домашнего скарба, хранили нарты, поскольку, как считают чукчи, «дождь и солнце сжигают их». Посудную нарту с запасами пищи ставили внутри яранги с одной стороны и, священную и ездовые нарты — с другой. Кроме того, стоящими нартами подпирали и окружали ярангу так, что иногда создавалось впечатление, что яранга — дом из нарт.