Поздние описания саамской одежды содержат указания на широкое использование оленьих шкур и ярких орнаментов. В сильный мороз кольские лопари (саамы) носили на голое
тело глухую меховую одежду торк мехом внутрь и печок мехом наружу. В иные дни под печок надевали суконную юпу — рубаху из белого (у женщин) или серого (у мужчин) сукна, которую носили и летом; ее ворот, подол и рукава украшали бисером, цветной тесьмой, аппликациями в форме ромбов и треугольников.
Рукавицы шили из оленьих шкур ворсом наружу или вязали из крашеной овечьей шерсти. Мужской кожаный пояс украшали медными ажурными бляхами и оснащали подвешенными на цепочках ножом в кожаных ножнах, мешочком с огнивом, кошелем с деньгами, амулетами и кольцами; на женском поясе, сплетенном из крашеной шерсти, крепилась, кроме того, сумочка с иголками и нитками. Особенно яркими и разнообразными у лопарей были
головные уборы: мужская шапка с высокой четырехугольной (женская — с круглой) тульей и наушниками из цветного сукна, украшенная опушкой из лисьего меха, бисером, жемчугом; экзотично выглядел и вязаный из овечьей шерсти лопарский колпак с огромным цветным (обычно красным) помпоном. Обувь из оленьих шкур (камусов, лбов и щеток) — каньги (с короткими до щиколотки голенищами) и яры (до паха) — дополняла «лапландский дизайн» круто загнутыми
вверх носами, подошвой без каблука и цветными плетеными обмотками (Лукьянченко 1971:126– 131; Хомич 1990:30–34). Каньги с шерстяными чулками, сарафан с фартуком, головные уборы и другие элементы саамской (главным образом женской) одежды сохраняются до сих пор в качестве
этноритуальных (праздничных) нарядов.
«Маличный комплекс» (малица, совик, тоборки, пояс-тасма), привнесенный на Кольский полуостров ижемцами, вытеснивший лопарскую одежду и почти на век утвердившийся в качестве униформы кольских оленеводов, ныне тоже отходит в разряд резервной промыслово- оленеводческой и отчасти праздничной одежды. Мотив удобства для оленеводства сменился
мотивом удобства для поселковой жизни. Малица, служащая превосходной капсулой для автономного благополучия в открытой тундре, избыточна в благоустроенной квартире. «На всякий случай» она легла в багажники снегоходов, но случаев таких — блужданий и поломок — происходит все меньше ввиду совершенствования техники и распространения gps-навигаторов.
Семь лет назад кооператив «Тундра» престал выдавать оленеводам меховую спецодежду, которую составляли: малица на пять лет, маличная головка на два года, киписи (маличные рукавицы) на полгода, тоборки (меховая обувь) и липты (меховые чижи) на два года. Вместо изделий окончательно ликвидированного в 2016 г. мехового пошивочного цеха (в нем было 70 рабочих мест) сегодня руководство СПКХ «Тундра» обеспечивает своих работников «социальным пакетом оленевода». В него входит рабочая одежда и обувь — теплая куртка, штаны-комбинезон и
сапоги; над карманом куртки размещена нашивка-логотип кооператива — «СХПК “Тундра”. С. Ловозеро». Зимний костюм обходится в 3500–5000 руб., пара сапог — в 1200 руб. Зимнюю
спецодежду среди 44 работников кооператива, в том числе 23 оленеводов, распределяют раз в три года. Летнюю одежду пастухи покупают сами. Спецпакет дополняется солнцезащитными очками (предпочтительно импортными) и надеваемым в ненастье «хим-дым-плащом».
От маличного ижемского комплекта, как и от старого саамского, остается только его символическая «пуповина» — пояс-тасма. Не только потому, что удобен и красив, но и потому, что вобрал в себя память об уходящей традиции. Ижемский кожаный пояс, охотно заимствованный саамами, — широкий, богато украшенный, с целым набором инструментов и оберегов (нож в ножнах, огниво, набор пясиков для упряжи, шило для развязывания узлов, кошелек, клыки медведя и волка, медные ажурные бляхи, кольца, фигурки) всегда был знаком достоинства его владельца. Хорошая старая тасма в высокой цене у молодых оленеводов.
Традиционный костюм, вместе с непременной тасмой, утратил место в производстве и быту, но остался атрибутом этнических праздников народов Севера.