Закрыть

Оптимальное стадо

Механизм трансформера преобразует натуру оленя в культуру оленевода. Важными характеристиками этого взаимодействия служат размер и состав стада. На интересах и на строениях оленеводов сказываются политико-административные установки. Например, в царское

время богатство оленями было почетно, в советскую эпоху — опасно (хотя ненецким лидерам на Ямале удалось добиться от местной администрации разрешения содержать до 70−80 личных оленей на семью).

Подпись к фото в процессе

Этих нескольких десятков оленей в советское время хватало для кочевания потому, что частные олени паслись вместе с колхозными/совхозными, и многие потребности (пищевые, транспортные, репродуктивные) удовлетворялись за счет смешанного частно- общественного менеджмента.

Расчет стада оленей, достаточного для кочевания, обычно сводится к рациональным вычислениям годичного расхода оленей на среднюю семью из пяти человек. При этом

немаловажен мотив подобных вычислений. Например, на рубеже 1920−1930-х гг., когда проходила коллективизация, такие расчеты служили обоснованием раскулачивания тундровых лидеров оленеводства и замещения их государственно-колхозной системой управления.

С этой поправкой следует воспринимать доводы председателя Красноярского отделения Комитета Севера И. М. Суслова, рассчитавшего размер стада, необходимого для удовлетворения основных нужд средней семьи: 40−50 оленей для тайги, 54 — для лесотундры, 130 — для тундры (Суслов 1930:29−35).

«Классовые» интересы по ограничению частного поголовья выразились и в расчетах П. Н. Вострякова и М. М. Броднева, определивших на рубеже 1950−1960-х гг. минимум поголовья для обеспечения средней тундровой семьи на Ямале в 200−250 оленей (Востряков, Броднев 1964). Как и в предыдущем случае, речь шла о «прожиточном минимуме» кочевника, складывающегося из учета транспортных быков, репродуктивных важенок, самцов- производителей, расхода в пищу, на меховую одежду и покрышки чума. Стандартное тундровое стадо состоит наполовину — из самок-важенок, на треть — из ездовых быков-кастратов; в этой пропорции оно реализует основные функции: транспортное и пище-сырьевое обеспечение кочевья (Клоков, Хрущёв 2004).


Стадо 8-й бригады на Я-Сале. Фото И. Абрамова, 2014

Недавно ненецкая писательница Нина Ядне составила свой расчет базовых потребностей кочевой семьи из 10 человек (муж, жена, шестеро детей, два старика), получив суммарный итог — 550−600 оленей (Ядне 2016). В ее расчетах сложились 100 хабтов (быков-кастратов) для транспорта, 120 важенок и 10 хоров (производителей) — на воспроизводство, 25 — в пищу, 60 — на сдачу, продажу и приобретение про- мышленных товаров, 50 — неприкосновенный запас (страховой фонд на случай болезней, гололеда и прочих невзгод), остальные (по мере необходимости) — на изготовление одежды и покрышек для чума (на четыре нюка уходит 100 шкур), приобретение и ремонт дорогостоящей современной техники, прежде всего снегоходов (импортный снегоход стоит 150 оленей).


Минимум по-ненецки оказался вдвое выше минимума по-чиновничьи не только потому, что в расчет принята семья из 10, а не 5, членов. Хотя Н. Н. Ядне подчеркивает, что речь идет о «прожиточном минимуме», она включает в него оленей, приносимых в жертву на святилищах и кладбищах, предназначенных для угощения и одаривания гостей. С позиции формального учета

все это — дань язы- ческим предрассудкам и нерациональным обычаям гостеприимства. Однако в тундровой реальности эти обряды и обычаи неразрывны с оленеводством и образуют его ментально-социальную основу, генерирующую мотивы и ценности оленевода (к вышеназванным «иррациональным» позициям следует добавить свободно пасущихся и никуда не расходуемых 3−5 священных оленей, которые предназначены богам, и 2−3 менаруев, служащих украшением стада).

В понимании ненцев стадо — не только цех по производству мяса и шкур, но и живой организм, который должен быть здоровым, сытым, красивым и угодным богам.

Оптимальное стадо

Н. Н. Ядне значительную долю (едва ли не половину) стада в 550 голов отписывает в расход на приобретение современной техники — снегоходов, электростанций, гаджетов. Это новое веяние в жизни тундровиков, преобразующее традиционное натуральное ненецкое оленеводство в товарное: покупка техники предполагает сбыт оленпродукции. Вместе с тем

снегоходы и прочие современные технологии снижают значение транспортного поголовья оленей и смещают акцент на наращивание маточного поголовья, поскольку высокий приплод обеспечивает рост сдачи/продажи оленины и приобретение транспортно-навигационной техники.

Снегоходная техника (вкупе с другими современными технологиями коммуникации, ветеринарии, эффективного окарауливания) позволяет тундровикам быстро наращивать поголовье оленей. Ограничителем этого тренда выступает оленеемкость пастбищ Ямала, уже сегодня существенно

(местами кратно) превышенная и предполагающая адекватную сберегающую экологию (ныне предлагаются различные меры по сокращению стад).

По мнению многих оленеводов, полутысячное стадо — рубеж между средним достатком и богатством: в прошлом оптимальным для выпаса и самообеспечения считалось стадо в 400−500 голов (Головнёв 1993:78−83). Меньшее поголовье вынуждает оленеводов к кооперации (особенно в летный «комарный» период), большее — к привлечению дополнительных сил (в том числе наемных работников). Свыше этого числа начинается категория тэта (богатых оленщиков). До коллективизации доля тэта (владельцев крупных стад более 500 оленей) среди оленеводов Ямала была невелика — около 6%, но они владели четвертью с лишним (27,5%) всех оленей и играли стержневую роль в оленеводческой экономике (Волжанина 2012:139).

Итак, минимум оленей на кочевую семью — 200−250, оптимум — 300−400 (в зависимости от протяженности маршрута). Разумеется, как во многих сообществах, в тундре кочуют и вовсе безоленные пастухи-батраки, и богатые оленщики-тысячники. Подобная имущественная дифференциация более органична для кочевого общества, чем социалистическая уравниловка. Оленеводство не может быть исключительно мелкостадным. Выше уже шла речь о том, что система тундрового оленеводства устроена так, что среди тундровых кочевников должны быть крупные (магистральные) оленеводы, связывающие своими маршрутами и взаимоотношениями всю тундру. Они же несут основную ответственность за экологию тундры, регулирование миграций и пастбищеоборота.

Чукотка
Олени и оленина
Олени и оленина
Чукотка
кола
Олени - капитал
Олени - капитал
кола
Made on
Tilda