Закрыть

Нартовое многообразие

Нарта (хан) — главный элемент кочевого трансформера. Различаются летние и зимние нарты, в том числе легковые и грузовые, из которых составляются летние и зимние аргиши. В караване средней семьи идет от 20 до 30 нарт, в караване большой семьи — от 30 до 40. Однако это только половина нарт, которой сезонно пользуется кочевое хозяйство; в определенной точке весеннего маршрута летний аргиш сменяется на зимний, а осенью происходит обратная замена (таким образом, общее количество нарт на семью достигает 80−90). Два раза в год кочевье полностью обновляется; кроме того, по пути караван подбирает (или оставляет) одиночные нарты (продуктовые, лодочные и др.). Эффект кочевья-трансформера достигается во многом тем, что нарты не только идут в аргише, но и расставлены по пути миграции, и караван получается сборно-разборным, регулярно обновляется, сменяя нарты вместе с их содержимым.
Подпись к фото в процессе
КОНСТРУКЦИЯ

По технологии изготовления и использования нарт кочевники-ненцы достигли уровня специализированной «нартенной индустрии». В ненецких караванах используется более дюжины разновидностей нарт: ңэдалёсь (легковая мужская), не-хан (женская), хэхэ-хан (священная), пи-хан или пэхэрэй-хан (для дров), ңано-хан (для лодки), поң-хан и яңгу-хан (для промыслового инвентаря), хурумы (для инструментов и заготовок), вандако (для одежды и шкур), ларь-хан (для продуктов), ңамзи-хан (для мяса), юхуна (для постели, по- логов и домашней одежды), ея-хан (для верх- них нюков), ңуто (нарта для шестов от чума, котлов и нижних нюков), сябу или ся"мэй-хан («грязная» нарта для половых досок чума, циновок из прутьев, очажного листа и женской обуви); есть и разного рода уменьшенные конструкции: сюнка (ручная промысловая нарта), ханоко (детская).

Подпись к фото в процессе

Техноанимация

Нарта своей упругостью и подвижностью (особенно легковая, мчащаяся за пятеркой оленей) напоминает живое существо с особыми повадками. Передок (головка) ее полоза называется хан' пыя (нос нарты), задний конец — хан' ябцо (хвост нарты), копыл — хан' ңэ (нога нарты). Ненцы вольно или невольно стремятся придать своим нартам черты и свойства живого организма, и в этом видится один из основных принципов их технологии и дизайна. «Живые вещи» органично движутся, адекватно взаимодействуют с природой и человеком. Кроме всего прочего, ненецкую нарту оживляет косокопыльность — установка копыльев не вертикально, а наклонно, из-за чего нарта выглядит существом, не то упирающимся, не то напрягшимся перед прыжком.

Принцип технической анимации (оживления) прослеживается и в изготовлении узлов нарты по «правилу скелета». Соединение частей и деталей нарт жесткое: на концах одних деталей выполняются четырехугольные «шипы», которые пригоняются в отверстия, сделанные с помощью сверла и ножа в соответствующих местах других частей. Все детали нарты выполнены из дерева и соединены с помощью деревянных «шипов», и ее крепость достигается за счет прочного «натурального» сращивания деталей. У нарты образуется скелет с сочлененными узлами, «носом», «ногами» и «хвостом». Тонконогая нарта не боится ни скорости, ни тяжести; она легко идет по снежным застругам, сугробам, болотам, крутым берегам, а при необходимости — пускается в плавание вслед за упряжкой оленей.

Ненцы отличают изящную нарту от неуклюжей, причем в их оценках характеристики «красиво» и «практично» неизменно совпадают. В отношении грузовых нарт к «скелетному» строению добавляется эстетика увязки нарты: в упаковке, рассчитанной на долгое хранение и противостояние разным стихиям, сочетаются элегантность и надежность. Ненецкое восприятие нарты как живого существа дополняется обычаем всегда при остановке, даже недолгой, поворачивать носы нарт на восход. И на стойбище нарты ставятся «носами на солнце» (юго-восток); повернутые в противоположную сторону нарты оставляются на кладбище, на них ездят покойники.
У нарты есть свой век — от 3 до 10 лет (хотя в рассказах тундровиков упоминаются нарты, которым более 30 лет). Срок службы нарт можно увеличить, если к стертым полозьям прикрепить накладной полоз (нярма) из лиственницы (а ныне — из пластика или листового металла).
Нарта своей упругостью и подвижностью (особенно легковая, мчащаяся за пятеркой оленей) напоминает живое существо с особыми повадками. Передок (головка) ее полоза называется хан' пыя (нос нарты), задний конец — хан' ябцо (хвост нарты), копыл — хан' ңэ (нога нарты). Ненцы вольно или невольно стремятся придать своим нартам черты и свойства живого организма, и в этом видится один из основных принципов их технологии и дизайна. «Живые вещи» органично движутся, адекватно взаимодействуют с природой и человеком. Кроме всего прочего, ненецкую нарту оживляет косокопыльность — установка копыльев не вертикально, а наклонно, из-за чего нарта выглядит существом, не то упирающимся, не то напрягшимся перед прыжком.

Принцип технической анимации (оживления) прослеживается и в изготовлении узлов нарты по «правилу скелета». Соединение частей и деталей нарт жесткое: на концах одних деталей выполняются четырехугольные «шипы», которые пригоняются в отверстия, сделанные с помощью сверла и ножа в соответствующих местах других частей. Все детали нарты выполнены из дерева и соединены с помощью деревянных «шипов», и ее крепость достигается за счет прочного «натурального» сращивания деталей. У нарты образуется скелет с сочлененными узлами, «носом», «ногами» и «хвостом». Тонконогая нарта не боится ни скорости, ни тяжести; она легко идет по снежным застругам, сугробам, болотам, крутым берегам, а при необходимости — пускается в плавание вслед за упряжкой оленей.

Ненцы отличают изящную нарту от неуклюжей, причем в их оценках характеристики «красиво» и «практично» неизменно совпадают. В отношении грузовых нарт к «скелетному» строению добавляется эстетика увязки нарты: в упаковке, рассчитанной на долгое хранение и противостояние разным стихиям, сочетаются элегантность и надежность. Ненецкое восприятие нарты как живого существа дополняется обычаем всегда при остановке, даже недолгой, поворачивать носы нарт на восход. И на стойбище нарты ставятся «носами на солнце» (юго-восток); повернутые в противоположную сторону нарты оставляются на кладбище, на них ездят покойники.
У нарты есть свой век — от 3 до 10 лет (хотя в рассказах тундровиков упоминаются нарты, которым более 30 лет). Срок службы нарт можно увеличить, если к стертым полозьям прикрепить накладной полоз (нярма) из лиственницы (а ныне — из пластика или листового металла).

Эффект движения

Косокопыльная нарта устойчива в статике и динамике. Ряды наклонных копыльев де лают расстояние между полозьями шире, чем сиденье, «что придает нарте устойчивость» (Хомич 1966:91). На первый взгляд, тонкие наклонные копылья, связывающие сиденье или грузовую площадь нарты с полозьями, вызывают сомнения в прочности и надежности конструкции при воздействии на них вертикальной нагрузки. Однако именно этот наклон не позволяет грузу «уехать вперед» при торможении и разбалансировать конструкцию. Соединительные узлы нарты, подобно скелету живого организма, распределяют нагрузку между всеми элементами конструкции.

Свойства конструкции нарты

Расстояние между полозьями сзади шире, чем спереди, т. е. нарта расширятся от носов к задней части. Кроме того, полозья располагаются не параллельно земле, а с опорой на внутреннюю сторону. При фронтальной проекции (вид спереди) видны «развал» копыльев (наклон внутрь и назад при равноудаленности друг от друга) и вывернутость полозьев наружу. Когда нарта движется вперед, на наружные боковые поверхности полозьев действуют силы сопротивления снега (зимой) или растительного слоя (летом). Под воздействием этих сил полозья встают параллельно друг другу на всей своей длине. При этом нагрузка — «обжим» полозьев — передается через копылья на верхние узлы крепления нарты, которые «запираются» и делаются более прочными. Наклонные копылья при движении нарты через кустарник легко отводят ветки вверх и в стороны, отчего снижается эффект торможения.

Копылья нарты достаточно высоки (полметра и длиннее), чтобы обеспечить проезд по сугробам, по болотистой и кочковатой тундре на одних полозьях, не касаясь снега, воды и кочек несущей частью нарты. У тяжелых нарт (женских и грузовых) копылья длиннее, чем у скоростных мужских, для которых особенно важно качество «держать дорогу».

Эффект наклона (расхождения) полозьев и упора на ребра придает нарте устойчивость при движении по твердому насту, льду и на высокой скорости. Благодаря этому нарту не «ведет» и не «болтает» из стороны в сторону при проезде по склонам или на виражах во время гонок на оленьих упряжках. С увеличением груза устойчивость нарты повышается.

Длинный и плавный загиб передней части полоза позволяет избежать резких динамических перегрузок, возникающих при столкновении с препятствиями и при движении по бездорожью. При такой форме загиба наезд на препятствие происходит плавно: преодолевая глубокий и рыхлый снег или наст, полоз не разрезает снежный покров, а подминает его, постепенно уплотняя до максимальной плотности под самой тяжелой частью нарт. Благодаря такой форме полозья «заставляют» снег любого состояния выталкивать нарту на поверхность, т. е. равнодействующая всех сил сопротивления снега при езде направлена вверх (как лодки из воды во время движения), сохраняя устойчивость и управляемость.
При движении нарты по летней тундре или в межсезонье конструкция работает так же, как при движении по снегу. Полозья, плавно наезжая на растительный слой, вначале загибом прижимают теплые верхние участки покрова к холодному гумусному слою, который, в свою очередь, прижимается к мерзлому слою, успевая чуть растопить и увлажнить колею (прокультивировав почву под полозьями). Таким образом, тяжелая часть полозьев (над которой расположен груз) скользит уже по смоченному растительному слою.

Проезд нарты и аргиша вследствие смешения слоев вызывает эффект культивации и создается благоприятный для роста растений режим (по-своему олень делает то же самое — не только поедает верхушки трав и лишайников, но и культивирует и удобряет под собой почвы).

Подпись к фото в процессе
В результате длительного воздействия традиционного транспорта (оленьих упряжек) на хрупкий растительный покров тундры в местах постоянного каслания появляются участки, а то и целые ленты «дорог», выделяющиеся на желто-зеленом фоне тундры более пышной зеленой растительностью с обильно цветущей пушицей. Такие дороги, называемые на севере варга или недарма, становятся тем пышнее, чем больше эксплуатируется, и служат хорошим ориентиром в низинной тундре.

По тяжести и конструкции различаются нарты легковые и грузовые, летние и зимние; однако все они обладают высокой проходимостью по снегу, болотам и даже воде — благодаря плавучести и способности при переправах отчасти выполнять функции лодки.

Изготовление

Если учесть, что нарта «терпит» (служит) около 3−10 лет, а большая ненецкая семья использует для перекочевок около 80 разных нарт, которые расставлены по путям миграций и сменяются на ходу, будто колеса болидов на питстопах, то можно представить объем заготовительных, изготовительных и ремонтных работ, которые требует этот «гараж». В прежние времена любой оленевод мог сделать нарту, и мастерство ее изготовления до сих пор считается одним из достоинств мужчины. Как женщина постоянно шьет, так мужчина значительную часть времени строгает нарты: одежду на всю семью делает женщина, а транспорт — мужчина. В погожий летний день стойбище напоминает нартенный цех, где каждый хозяин у своего чума мастерит нарту. Оленевод не только умеет, но и любит возиться с нартой; за этой работой он чувствует себя «при деле» и «в своей тарелке»; о мастере нартенного дела говорят: «чуть что — он на улице».

Изготовление нарты. Фото А. Курлаева, 2016
На нартах не только ездят, но и зарабатывают. Среди ненцев есть признанные мастера, которые «хорошо держат в руках топор». Некоторые на этом ремесле восстанавливают поредевшее из-за болезни или волчьей потравы стадо: разорившийся оленевод оседает на промысловом угодье, ловит рыбу и мастерит нарты на заказ. За мужскую нарту дают быка, за женскую — важенку (с теленком в брюхе). По сегодняшним ценникам, мужская нарта стоит 10−20, женская — 40−50 тыс. рублей.

Древесное сырье для нарт запасают в ходе зимних кочевий в полосе лесов, и эта заготовительная кампания — важный мотив сезонных миграций оленеводов в лесотундру. Материалом для изготовления нарт служат лиственница, ель и береза. Заготовки для нарт кочуют вместе с оленеводами в особых нартах, называемых хурумы. На остановках в удобное время мастер обрабатывает заготовки и делает из них детали нарт, которые затем остается лишь собрать вместе, как конструктор.
Подрезка копыльев нарты. Фото И. Абрамова, 2014

Конструкция нарты

Основа нарт — полозья, что понятно из названий (нарта — хан, полоз — ханз"). Вероятно, эволюция нарты состояла в наращивании конструкции над полозьями, и в какой-то мере до сих пор изготовление нарты повторяет ее эволюцию в последовательности приладки к полозьям дополнительных деталей. Во всяком случае именно лиственничные заготовки для полозьев определяют своими габаритами (длиной, шириной, высотой) искомые параметры всех остальных деталей. Помимо пары полозьев, заготовки включают: 3 до 7 пар копыльев (в зависимости от вида нарты), столько же копыльных вязов, два нащепа, один иди два головочных вяза, сиденье или грузовую площадку.

Фрагменты сборки нарты

Легковые и грузовые нарты имеют длинные загнутые к носам полозья (ханз", мн. ч. ханзад"), несколько равноудаленных пар копыльев (хаӈ' ңэ"), закрепленных в пазах полоза с наклоном вовнутрь и назад в задней части нарт, два на- щепа — продольных бруса, которые передними концами входят в пазы на передней части полозьев, а задней — нанизываются на копылья; для большей прочности конец нащепа закрепляют в полозе с помощью деревянного шпенька. Каждую пару копыльев соединяют поперечные перекладины-вязы (нярт", мн. ч. няртад"), на которых удерживается деревянный настил для сидения или грузов (хан' лата") (у некоторых типов грузовых нарт они отсутствуют). К настилу в задней его части крепится спинка (пуняӈы тендер"), а в передней — деревянный бортик (нерняӈы тендер"). Некоторые виды нарт не имеют спинки и бортика. Носы полозьев, как и копылья, скрепляются между собой одним или двумя головочными вязами.

Заготовку для полоза вырубают из ствола лиственницы толщиной 10−20 см. В месте будущего сгиба делают затес. Верхнюю часть заготовки выдерживают в воде двое суток, затем пропаривают над огнем и загибают вручную. Зафиксированный в согнутом положении с помощью распорки и стропы полоз просушивают. После просушки его вновь обрабатывают: площадке под копыльями придают форму утолщения от краев к центру; носы полозьев загибают до высоты грузовой площадки; место загиба полоза делают более тонким и плоским. Задний конец полоза для лучшего скольжения слегка затесывают кверху. Затем в полозе вырезают отверстия для копыльев и нащепа с учетом угла и стороны наклона (соответственно, правый полоз назад и вправо, левый — назад и влево). Готовые полозья нарт выглядят как братья-близнецы в зеркальном отражении (по принципу осевой симметрии или хиральности).


Нащеп вырезают из бруса длинной 250– 260 см. В передней части нащеп более тонкий, а в задней (в местах насадки копыльев) — утолщен. Нащеп для легковой нарты вырезают из дерева с частью корня, так что естественный загиб служит опорой для устройства спинки; задняя часть нащепа не случайно называется хан’ вано (корень нарты) (Хомич 1966:84). Спинку и доски грузовой площадки делают из ели.
Копылья и вязы нарт вырезают из березы. Заготовками служат бруски длинной 50–60 см, толщиной 10–12 см, расколотые пополам. Копыл невысокий (около 50 см), овальный в сечении, утолщенный сверху и снизу. Посредством пазового крепления копылья устанавливаются косо — таков основной принцип устройства косокопыльной ненецкой нарты; пазовые соединения дополнительно укрепляют деревянными шпеньками.
К сборке нарт мастер приступает, когда готовы все детали и вырезаны все отверстия. Сначала он соединяет пары копыльев копыльными вязами, затем закрепляет их в полозьях. Сверху набивает нащепы, закрепляет головной вяз деревянными шпеньками, после чего крепит доски посадочной или грузовой площадки. Стенки сиденья и борта коробов грузовых нарт крепит ременной прошивкой. На изготовление нарты при наличии всех заготовок уходит 3−5 дней. Впрочем, не всегда дело идет гладко.
Молодой оленевод из 4-й бригады, Григорий Худи, на стойбище близ Яр-Сале в начале апреля 2016 г. приготовил все детали для сборки нарты. Осталась лишь мелкая доводка соединительных элементов и операция по сгибу полозьев. Для сгиба он использовал распорки, стропы и нагрев водой и огнем. Сначала закрепил стропу с распоркой, обеспечивший первоначальный изгиб. Затем место сгиба обмотал мешковиной и залил кипятком из чайника, а через некоторое время нагрел на костре, дополнительно увлажняя снегом.

Чукотские лепешки. Фото А. Курлаева, 2017
Неожиданно полоз сломался — на месте сгиба оказался сучок, полоз на изгибе не выдержал, и работа по сборке нарты оказалась напрасной. Нарту пришлось полностью разобрать. Комментируя неудачу, Григорий сказал, что дело не в сучке, а в его обработке: на изгибе над сучком следовало не срезать, а оставить толстую шишку; однако молодому мастеру хотелось из эстетических соображений подрезать выпирающую «сучковую шишку». Главная сложность состояла в замене сломанного полоза. Оба полоза должны быть одинаковыми, поэтому дерево под них подбирается заранее с учетом парности заготовок еще на зимних пастбищах. Найти подходящую замену в новом месте — большая проблема.

Оленеводы считают, что удобнее, когда изготовитель нарты сам ею пользуется. Хозяин не только мастерит нарту по своему вкусу, но и знает ее слабые места, «повадки», по звуку и на ощупь определяет состояние нарты, груза и наста.

Ңэдалёсь

Название мужской легковой нарты (ңэдалёсь, ңэдалёсь' хан) связано с понятиями ңэдалава, недалава (пробег оленей), эдалё (налегке), неда, недарма (дорога). У мальчика с 7−8 лет есть своя легковая нарта. От других нарт ӈэдалёсь отличает легкость, скорость, маневренность и многофункциональность. На оленьей упряжке можно пройти до 250 км в сутки (15 км в час). На легковой нарте оленеводу приходится проводить почти всю жизнь, каслая или объезжая стадо, охотясь, участвуя в гонках и делая множество других дел, связанных с преодолением расстояний и мобильностью. Настил нарты покрывают оленьей шкурой, на которой сидят во время поездки. Чтобы шкура не сползала, ее привязывают к сиденью старым арканом или ремнем. В нарте оленевод возит самые необходимые вещи: у переднего бортика уложен небольшой плоский ящик с инструментами, топор, аркан для ловли оленей (тынзян), ножовка, связка костяных пуговиц (пясиков) для упряжки; справа к нарте привязывают зачехленное ружье. Все это увязывается и укрывается шкурой так, чтобы осталось место для самого хозяина.
Мужская легковая нарта. Фото А. Головнёва, 2013
Нарта имеет 3–4 пары косо поставленных копыльев. Длина нарты от 2 до 2,7 м, ширина 0,8 м, высота 0,6 м. Летняя мужская нарта имеет невысокую спинку и передок; зимняя отличается от летней меньшей высотой и отсутствием спинки. Мужские легковые нарты весят в среднем 35 кг, обладают грузоподъемностью 150 кг; срок их службы около трех лет.

На нарту садятся с левой стороны; точнее, попадают с разбега, потому что ездок отпускает вскачь упряжку оленей и тут же успевает сам боковым прыжком вскочить на нарту и удержаться на ней. На ңэдалёсь сидят боком, забросив правую ногу на сидение, а левую поставив на полоз. Такая поза эргономична, удобна и для сидения, и для управления упряжкой. В левой руке ездок держат тюр (хорей — длинный шест с костяным наконечником), в правой — узду. Надежность ңэдалёсь важна потому, что ее поломка в открытой зимней тундре чревата трагедией.

Главное в случае «нартокрушения» — не цепляться за нарту, а крепко держать вожжу, чтобы управлять передовым оленем. Умелые ездоки вообще не хватаются руками за нарту, а балансируют телом; во время гонок они могут мчаться, стоя пружинящими ногами на полозе и нарте.

Не-хан

Девушке положено иметь женскую легковую нарту не-хан с 10−12 лет. На ней женщина кочует и ездит по тундре (например, в гости) в компании малолетних детей, которые размещаются в задней части нарты; там же находится небольшой запас пищи и чай, а также женская швейная сумка (остается место и для щенка — любимца хозяйки). Грудные дети в люльке располагаются рядом с матерью в передней части нарты. При желании в не-хан можно спать.

Женская нарта-кибитка. Фото А. Головнёва, 2016
Не-хан отличается от мужской нарты массивностью и прочностью, высокой посадкой (большие копылья защищают нарту от попадания снега и воды при переправах через реки) и большей площадью сидения. Она имеет значительное число копыльев (от 5 до 9 пар), высокую заднюю, переднюю и боковую стенки (до 50 см) в виде короба. Слева боковая доска отсутствует, так как по традиции женщина не может ставить ноги на нарту, а должна держать их на полозьях. Над коробом женской нарты устраивается полукруглое укрытие в виде палатки из ивовых прутьев и двухслойного покрывала из оленьих шкур (тар' пи') (0,7×3,0 м) и сукна (ной пи') (1,7×3,5 м). Эта палатка (или свод кибитки) надстраивается над бортами нарты с появлением у женщины ребенка. Женская нарта весит 45−50 кг, ее грузоподъемность — 150 кг, срок службы — 4−5 лет.

Не-хан — важная часть женского набора вещей. Передняя часть ее нащепов обычно декорируется яркой ровдужной бахромой (пящёиня) цвета охры. В надежности и красоте женской нарты выражена мужская любовь: в разговоре о своей нарте женщина непременно, с теплотой в голосе, отметит:
«Мне нарту муж (отец, брат) сделал». Не-хан выделяется изысканностью и декором; она издалека видна и слышна — благодаря привешиваемым к ней бубенцам.

Женская нарта легко узнаваема на стойбище и в караване по яркости своего убранства. Она ценится вдвое (или втрое) дороже мужской нарты, поскольку выполняется с особой тщательностью и предназначена для особо ценного достояния — женщин и детей. Женщина сама выбирает для своей нарты оленей и запрягает их. Есть и особая женская упряжь и женский хорей для управления легковой упряжкой.

Ларь-хан

Одна из грузовых нарт — ларь-хан или сундук-хан (очевидно, русская по дизайну) — дополняется дощатым ларем (сундуком) с двухскатной крышей, который устанавливается на вязы между нащепами. В крыше ларя сделан небольшой люк-дверца. Во вместительной нарте-ларе хранятся пищевые продукты (хлеб, сухари, мука, мороженая рыба и мясо, соль, сахар, крупы, сливочное и растительное масло, а также ягоды, в мешках и стеклянной таре). Внутри ларь имеет несколько отделений для разных видов пищи. Прежде чем уложить продукты, дно ларя выстилают брезентом, предохраняющим его содержимое от влаги при переправах через водоемы, и рассыпают стружку, предохраняя от ударов и все той же влажности. Прочно сбитый и снаружи покрашенный масляной краской, ларь-сундук надежно защищает содержимое от снега, дождя и ветра, выполняя роль мобильного хранилища-холодильника. Потоки ветра обеспечивают вентиляцию и сухость такого хранилища (особенно в нижней, более уязвимой для влаги, части), что в свою очередь сказывается на общем влажностном режиме.

Ларь-хан. Фото А. Головнёва, 2016
Этот маленький склад припасов всегда находится «под рукой» у хозяйки. В нем есть все необходимое, чтобы «по-быстрому приготовить чай или накормить семью»: хлеб, мука, чай, соль, сахар, сухари, замороженная рыба и мясо, масло, а также посуда. На стойбище ларь-хан располагается в шаговой доступности от чума, чтобы хозяйке было удобно несколько раз в день, невзирая на пургу или тьму (особенно во время полярной ночи), достать из ларя все необходимое, а лишнее сложить назад. Ларь на стоянке должен располагаться так, чтобы его можно было найти «на ощупь», легко открыть и распорядиться его содержимым в темноте. Ларь-хан с его конструкцией и крышкой удобен для защиты пищи от собак, чаек, мышей и других охотников поживиться запасами оленеводов.

Ларь-хан относительно недавно вошел в обиход кочевников. Прежде в качестве продуктовых использовались нарты, специально приспособленные для перевозки и хранения мяса (ңамзи-хан), рыбы (халя-хан) и хлеба (нянь-хан). В аргише может быть несколько продуктовых нарт, помимо ларь-хан.

Вандако

Грузовая нарта вандако (вандэй) с 3−5 парами высоких (65 см) косо поставленных копыльев, дощатым настилом и бортами в виде короба; по конструкции приближается к легковым нартам (копылья сдвинуты к задней половине), но отличается от них массивностью. Вес грузовой нарты 25−30 кг, грузоподъемность 150−200 кг, срок службы около трех лет (Мухачев и др. 2010:21). Нарты этого типа используют для хранения и перевозки одежды, шкур, утвари, продуктов. Вандако — самая многочисленная среди грузовых нарт в караване. Это универсальная нарта для перевозки и хранения разного имущества, прежде всего одежды и шкур. Различаются ңарка вандако — для меховой мужской и женской одежды, ер вандако — выделанных шкур, меховых мешков, заготовок, нюдя вандако — для невыделанных шкур.
Груз на нартах прочно связывается веревками и покрывается сверху берестой, шкурами или брезентом. На стойбище в чум вносится только необходимая одежда и вещи, все прочее хранится в нартах. Хорошо укрытые и увязанные нарты с зимними вещами на лето оставляют на местах зимних кочевий, а если перевозят с собой, то оставляют у чума нераспакованными. Сезонно сменные вандако оставляют на местах летне-зимней смены нарт и по ходу каслания. На лето зимние вещи просушивают и складывают в две поставленные задками друг к другу нарты, называемые серець'. На дно нарт кладут багульник для отпугивания грызунов. Здесь же оставляют железную печку-буржуйку. Сверху нарты покрывают зимними нюками, брезентом и прочно затягивают веревками. Серець' оставляют на возвышенном месте до возвращения с летних пастбищ. Иногда оставляемые на время нарты для перевозки и хранения зимней меховой одежды и мягкой клади называют хурёда или вата хан (букв. лишняя нарта) (Хомич 1966:94−95). Разновидность вандако под названием юхуна (3−5 пары высоких, длиной 65 см косо поставленных копыльев; длина нарты до 2,8 м) служит для перевозки постельных принадлежностей (травяных циновок, постелей-шкур, подушек, полога), а также одежды, меховой утвари, запасов древесной стружки.

Вандако (вандэй) с грузом. Фото А. Роговой , 2014

Ңуто

Грузовая нарта ңуто (ңутос) изготовлена наподобие сябу (с 2−3 парами низких, в 40−50 см, слегка наклонных или вертикальных копыльев) и тоже используется для перевозки тяжелых конструкций чума, прежде всего шестов и очажной утвари (котлов, крюков для котла). Нарта ңуто крепка, грузоподъемна и длинна (до 3 м). На ней нет настила, шесты укладываются вдоль нащепов на копыльные вязы, и, несмотря на длину нарты, концы шестов свешиваются с хвоста ңуто; из-за этого к ней невозможно привязать другую упряжку, и ңуто идет в аргише последней. На стойбище освобожденная от шестов нарта ңуто прислоняется наклонно к чуму (с противоположной от входа стороны), чтобы своей тяжестью прижимать нюки во время сильного ветра. Здесь, в месте, называемом пой, сходятся нюки чума; их стык и прикрывает тяжелая нарта, выполняя заодно функцию сушильни, вешалки и лестницы. Нарты ңуто и им подобные, выстроенные параллельно в ряд, использовались в соревнованиях по национальным видам спорта — прыжках через нарты.
В ненецкой мифологии нарта ңуто упоминается в караване богини Полярного Урала Пэ-мал хада (Старуха края гор); одна из гор, в которую превратился аргиш богини, называется Ңутос-пэ (гора Ңуто).
Укладка чумовых шестов в ңуто. Фото Д. Куканова, 2016
К грузовым нартам также относятся хуру- мы-хан, ңурос — разновидности ңуто, предназначенные для транспортировки тяжелых грузов (в том числе лодок, бочек, строитель- ных материалов), а также пэхэрэй-хан — нарта для дров (в зависимости от маршрута каслания и его обеспеченности дровами таких нарт в аргише бывает несколько).

Сябу

Грузовая женская нарта сябу, иначе ся"мэй- хан (поганая нарта), предназначена для пе-ревозки «всего нижнего» — железного подо- чажного листа тюмю, досок пола, матов из ивовых прутьев, запаса дров, а также мешка с женской обувью и нижней одеждой. В фольклоре переход девочки в статус девушки соотносится с нартой сябу: «Наша женщина, шьющая одежду для кукол, уже выросла, свои пимы она положила на поганую нарту» (Куприянова 1965:599). Если в легенде говорится о том, что отрубленная голова врага брошена на нарту сябу, значит с врагом покончено навсегда. Одним из позорных наказаний для мужчины были удары лямками от сябу (грязной нарты). Поганая нарта, сочетая в себе магические свойства железного подочажного листа и женской обуви, является не просто «грязным местом», она обладает нижней сакральной силой хэйвы (хэбяха), не менее значительной, чем верхняя сила хэхэ, сосредоточенная в священной нарте хэхэ-хан. Оттого сябу и хэхэ-хан не должны стоять рядом. Они являются полюсами стойбища и располагаются по разные стороны чума. Мужчине не положено трогать сябу, женщине — хэхэ-хан (где хранятся духи-покровители и мужское оружие).

Увязка сябу. Фото Д. Куканова, 2016
В женском аргише сябу идет вслед за не- хан, составляя тем самым сугубо женскую часть каравана, а при его заворотах на месте нового стойбища эти две нарты отвязывают от аргиша, чтобы они ни в коем случае не пересекли условной священной линии си-няңы, идущей от очага на закат. Когда ненцы приносят жертву владыке нижнего мира Ңа, они забивают оленя неподалеку от входа в чум на темной стороне стойбища нё-няңы, у «носов» поганой нарты сябу.

Грузовая нарта сябу обладает не только магической силой, но и большой грузоподъемностью. Ее конструкция позволяет перевозить тяжести, в том числе доски пола, которые сами по себе образуют настил, используемый для упаковки других грузов. Сябу — нарта без настила, с 2−3 парами низких (40−50 см), слегка наклонных или вертикальных копыльев. Длина нарты от 2,5 до 3 м.

Хэхэ-хан

Хэхэ-хан (хаэңан) — «нарта духов» или «нарта богов» — походное святилище, тундровый кочующий ковчег. У каждого главы семьи есть своя священная нарта, унаследованная от отца; если взрослые братья кочуют вместе, у них одна на всех хэхэ-хан. На стойбище она располагается за чумом, с противоположной от входа стороны, называемой си и считающейся священной. В караване хэхэ-хан обычно идет первой в мужском аргише вслед за легковой нартой ңэдалёсь.

Жертвенная трапеза у хэхэ-хан. Фото А. Головнёва, 2013
В священной нарте хранятся изображения ненецких духов и богов, в том числе Илебямбэртя (Хранителя оленей), Пэ-мал хада (Старуха края гор, которую олицетворяет камень особой формы — знак Хадам-пэ), Ямал- хада (Богиня края земли), Сэр-ңо ирико (Белый старик), Явмал-хэсе (Бог южного неба), Яптик- хэсе (божество-посредник в облике колокола, звон которого оповещает богов), родовой дух хозяина нарты и другие памятные и важные для семьи вещи. Если в роду был шаман, то его изображение (ңытарма) хранят на маленькой нарточке (ңытарма ханоко) поверх священной нарты. Дух шамана и после смерти символически кочует вместе со своими потомками.

В священной нарте хранится оружие, в том числе старые копья, сабли, ружья. По представлениям ненцев, металл — в особенном почете у богов и шаманов: в мифах богатыри и боги живут в металлических чумах, носят железные доспехи, стреляют из железных и серебряных луков, ходят на железных лыжах. Среди шаманских атрибутов много металлических изделий. В священных нартах шамана непременно есть металл: например, из железа выковывался центральный копыл у семикопыльных священных нарт. По семь зарубок наносится на перед нащупов (нин) священной нарты, а ее «носы» при жертвоприношениях смазываются кровью и жиром.

Проекции нарты хэхэ-хан

Священные нарты шаманов — кочующие капища. Например, шаман-жрец (хэхэмбэртя) Яптик-хэсе, по традиции, возит в своей хэхэ-хан обернутое тканями «большое изваяние» божества, вместе с которым он объезжает весь Ямал и «считает всех ненцев». По традиционным представлениям, кочует само божество, а жрец лишь возит его по тундрам.

Хэхэ-хан открывают редко — для священнодействий, жертвоприношений и ритуальных трапез; при этом столик из чума к нарте выносят не через дверь нё, а через священную сторону си. Богов и духов на священнодействие призывают шаманской призывной песней (самбдабц) и звоном колокола (Яптик-хэсе). В одной из шаманских песен Богиня края гор (Пэ-мал хада) откликается на призыв шамана: «У носа священных нарт я остановлюсь» (Хэхэңано пыярин нултарингувэй').

Хэхэ-хан хранит стойбище и кочевье. Злые духи, преследующие людей, страшатся священной нарты. В сказании «Клюв Белого орла» дух нижнего мира ңайтар, настигнув людей, приближается к священной нарте и вдруг падает перед ней на четвереньки — его руки и ноги прирастают к земле. По традиции полярно-уральских ненцев, если во время пурги потеряется олененок, для его спасения из священной нарты достают изображение пухуча пэ (образ Пэ-мал хада), привязывают к хорею и ставят за чум со стороны си.
В особо важных случаях люди, отправляясь на святилище, везут с собой священную нарту, в которую обычно запрягают пару оленей светлой масти. Отслужившую свой срок или оста шуюся без хозяина хэхэ-хан отвозят на святилище рода, к которому принадлежал ее владелец. Хэхэ-хан — культовый узел кочевья и стойбища, связывающий сакральными нитями пространство чума и всей тундры. Помимо священной нарты сакральные роли на стой бище и в караване играют шест сымзы, а также бродящие в его стаде олени, посвященные духам и богам: например, яля-ты (белый олень солнца); муӈгота-ты (пестрый олень молнии), ямядота-ты (бурый олень медведя), ңайвоседа-ты (серебристый олень святилища ңайво- седа), сармик-ты (темно-рыжий олень волка). Эти олени ходят среди стада, кочуют с аргишем; когда они состарятся, их забивают, а их кровью обмазывают новых посвященных оленей. Запрячь их могут только в священную нарту.

Подпись к фото в процессе
В ненецкой традиции люди и духи кочуют вместе, в одном караване, «одном стаде». Священная нарта, которая может показаться нерациональным излишеством в обозе кочевника, на самом деле обеспечивает его связь с сакральным пространством-временем всей тундры, ее богами и стихиями. Эта религиозная технология духовных связей тундры крайне важна для принятия решений, особенно в экстремальных ситуациях. Арктика с ее частыми, но всегда неожиданными рисками и угрозами предстает предсказуемой и уютной, если люди и боги постоянно слышат и видят друг друга. Религиозно-обрядовый минимализм кочевников настроен, как и в других подобных проявлениях, на охват большого пространства малыми средствами за счет высокой мобильности и прочной духовной коммуникации.
кола
кола
ЧУКОТКА
ЧУКОТКА
И ещё 2 темы
И ещё 2 темы
Транспортная смесь
Транспортная смесь
Made on
Tilda