Одно из ранних сообщений об оленьем транспорте у кольских лопарей принадлежит С. Герберштейну, который отмечал, что они пользуются оленями в качестве вьючных животных, а также впрягают их «в повозку, сделанную наподобие рыбачьей лодки» (1908:188). Сани-челнок в легковом (pulka) и грузовом (achkio) вариантах, употреблявшиеся шведскими лапландцами для езды и перевозки клади, обстоятельно описал И. Шеффер в XVII в.: «Ездовые сани походят на челнок, разрезанный пополам с высоко вздымающимся вверх носом и тупо срезанной плоской кормой. Корпус этого челнока сшивается из тонких гибких досок, равных ему по длине и укрепленных на остове из четырех или более ребер, сколоченных деревянными гвоздями, которые отходят от более крепкого и толстого деревянного киля. Этот киль, толщиною в руку, поднимается спереди кверху, переходя в нос. Под этими санями нет никаких полозьев. Нижняя часть их, совершенно напоминающая лодку, не плоская, а слегка закруглена так, что они могут легко наклоняться то на один, то на другой бок, что представляет большие удобства при быстрой езде по очень глубокому снегу».
Замена традиционной саамской керёжи ижемско-ненецкой нартой произошла в первой половине ХХ в.; в Ловозерье керёжа сохранялась до 1940-х гг. (Лукьянченко 1971:76- 77). В настоящее время керёжа как средство транспорта используется только у скандинавских саамов. В 2000-х гг. в Ловозере была возрождена традиция изготовления керёжи, для чего Д. В. Барудкин был направлен на обучение в Норвегию. Сегодня в Ловозерском национальном культурном центре есть две керёжи в рабочем состоянии. Гонки на керёжах включены в программу проведения Дня Севера и других национальных праздников. Однако умеющих управлять керёжей остается все меньше.