Закрыть

Транспортная смесь

Если разнообразие нарт у ненцев выросло из развития оленного транспорта, то пестрота средств передвижения на Кольском полуострове являет собой «сток» разных культур и технологий. В мозаике транспортных средств здесь соседствуют вьюк и квадроцикл, вездеход и волокуша. В последнее время роль смесителя этих ингредиентов играет снегоход, который стал главным двигателем «снегоходной революции», превратив остальные средства передвижения в свои аксессуары. Если в восточных тундрах снегоходная революция только набирает обороты, то в Кольском крае она уже победоносно завершилась.
Подпись к фото в процессе
На Кольском полуострове оленные караваны (райды) ходили до середины 1970-х гг. Это были «керёжно-санные поезда», состоявшие из нескольких (5−6) следующих одна за другой керёж или саней (нарт). Семейная райда могла состоять из одного-двух керёжно-санных поездов, и для ее перевозки требовалось от 50 до 100 тягловых оленей-быков. Райду вела ездовая керёжа или «езжалые сани» (езжало), следом цугом — несколько «возовых саней». В каждую керёжу запрягали одного оленя, в сани (нарту) по два и более. В возовых санях (грузовых нартах) перевозили запасы пищи, вещи, инструменты, домашний скарб, конструкции построек.

Технопарк базы Полмос. Фото С. Усенюк, 2015
Масштабное вторжение механического транспорта в тундру началось в эпоху индустриализации Севера (1960−1970-х гг.). На смену райдам пришли трактора с обозами и малая авиация. По воспоминаниям старожилов, «в 1970-х г. перестали ездить райдами и жить в чумах; к каждой бригаде прикрепили вездеход, на вездеходах стали перевозить весь скарб до баз» (А. Н. Юрьева). За последние десятилетия Кольский полуостров испытал вторжение, поочередно и в смешении, транспортных средств советских строителей, военных, геологов, зарубежных транспортных и туристических фирм.

Если не считать спортивных гонок и катаний туристов, остались два периода использования оленьих упряжек: ранняя осень и поздняя весна, когда из-за отсутствия снега езда на снегоходе затруднительна или невозможна. К тому же опытные оленеводы по-прежнему ценят преимущества упряжки в сравнении со снегоходом: «Сентябрь-октябрь на упряжках ездят, пока болота и озера не застынут. На оленях хорошо, стадо не так пугается» (С. Н. Галкин). В это же время для перевозки тяжелых грузов используются вездеходы.
Упряжка на Полмосе. Фото С. Усенюк, 2014
Оленеводы, искушенные в технических переменах последних лет, предсказывают скорое заполнение этой временной ниши квадроциклами. Пока «квадрики» появились только у самых зажиточных, но мечтают о них все, «чтобы не зависеть от вездехода, чтобы сел и сам приехал на работу осенью и весной, а летом за морошкой». Ожидается, что квадроцикл окупится за счет сбора и продажи морошки, уже сегодня тандем «квадрик-морошка» работает эффективно (за высокие прибыли морошку в Ловозере называют «марихуаной»).

Список транспортных новинок кольских тундр недавно пополнился пассажирским прицепом «Метелица», который используется турфирмами. Конструкция обеспечивает плавный ход прицепа по неровной снежной или ледовой поверхности. Сверху прицеп закрывается откидным тентом из прочной ткани. Весной 2018 г. нам довелось встретить «райду» из нескольких прицепов «Метелица» с дюжиной австралийских туристов, выехавших в ловозерскую тундру «поглядеть на оленей». В туристской «райде» они чувствовали себя вполне комфортно среди непривычных для южан снежных ландшафтов.

Подпись к фото в процессе
Лодка-сани (кересь, кереж, керёжка), традиционная саамская повозка в виде лодки (корыта) с острым носом (килем) и срезанным под прямым углом задком (кормой). По конструкции и технике изготовления в деталях повторяет лодку, что указывает на прямое происхождение керёжи от лодки и/или целенаправленное комбинирование в ее дизайне свойств водного и наземного транспорта. Корпус сшит из тонких гибких досок, укрепленных на остове с четырьмя или более ребрами жесткости (по 4 шпангоута на борт), отходящими от крепкого деревянного полоза киля. Керёжа использовалась как для езды, так и для перевозки клади. Легковая (ездовая) керёжа снабжалась крытым передком и верхом (обтянутым шкурами или тканью остовом из деревянных обручей). Ездок сидел с вытянутыми ногами или вытянув правую ногу и свесив левую на левый борт саней. Женская и мужская керёжи идентичны.
В керёжу запрягается один олень. Управление — с помощью одной вожжи и кнутовища. Упряжь состоит из: (а) хомута, (б) от- ходящего от него тяжа, который проходит под брюхом между передними и задними ногами оленя, и прикрепляется к саням, (в) пояса с медным или костяным крючком, перекину- того через спину оленя и свободно крепящегося к тяжу, (г) лямки, идущей по левому боку оленя (в виде полосы цветного сукна, подбитой с изнанки другой тканью), которая привязана одним концом к хомуту, другим — к поясу, (д) недоуздка в виде петли из нескольких ремешков и вставленных между ними одной или нескольких оленьих косточек, (е) вожжи, идущей от недоуздка по левому боку оленя (Лукьянченко 1971:73−76). Упряжь украшалась колокольчиками, расшивалась полосками цветного сукна и тесьмой, бисером, пуговицами и кисточками.

В конце XIX — начале XX в. бытовали грузовые керёжи, по конструкции ничем не отличавшиеся от легковых, но они были больших размеров и имели невысокую спинку. Уложенный в керёжу груз закрывался тканью и зашнуровывался веревками, для продевания которых в бортах саней имелись специальные отверстия. Запряженный в керёжу олень мог везти до 100 кг груза.

Керёжа. Ловозеро. Фото Е. Переваловой , 2018
Подпись к фото в процессе

Одно из ранних сообщений об оленьем транспорте у кольских лопарей принадлежит С. Герберштейну, который отмечал, что они пользуются оленями в качестве вьючных животных, а также впрягают их «в повозку, сделанную наподобие рыбачьей лодки» (1908:188). Сани-челнок в легковом (pulka) и грузовом (achkio) вариантах, употреблявшиеся шведскими лапландцами для езды и перевозки клади, обстоятельно описал И. Шеффер в XVII в.: «Ездовые сани походят на челнок, разрезанный пополам с высоко вздымающимся вверх носом и тупо срезанной плоской кормой. Корпус этого челнока сшивается из тонких гибких досок, равных ему по длине и укрепленных на остове из четырех или более ребер, сколоченных деревянными гвоздями, которые отходят от более крепкого и толстого деревянного киля. Этот киль, толщиною в руку, поднимается спереди кверху, переходя в нос. Под этими санями нет никаких полозьев. Нижняя часть их, совершенно напоминающая лодку, не плоская, а слегка закруглена так, что они могут легко наклоняться то на один, то на другой бок, что представляет большие удобства при быстрой езде по очень глубокому снегу».

Замена традиционной саамской керёжи ижемско-ненецкой нартой произошла в первой половине ХХ в.; в Ловозерье керёжа сохранялась до 1940-х гг. (Лукьянченко 1971:76- 77). В настоящее время керёжа как средство транспорта используется только у скандинавских саамов. В 2000-х гг. в Ловозере была возрождена традиция изготовления керёжи, для чего Д. В. Барудкин был направлен на обучение в Норвегию. Сегодня в Ловозерском национальном культурном центре есть две керёжи в рабочем состоянии. Гонки на керёжах включены в программу проведения Дня Севера и других национальных праздников. Однако умеющих управлять керёжей остается все меньше.

Ташка-бык

Ташка-бык — вьючный олень (коми название «ташечный бык», саамск. — канти-ельк). Вьючное седло (ташка) представляет собой две скрепленные между собой «замком» деревянные (сосна, ель, тальник) дугообразные дощечки (иногда просто толстые ветки), которые накладываются поперек спины оленя. Нижние их концы связываются с помощью ремня или веревки под брюхом животного. Чтобы конструкция не ерзала, ее дополнительно закрепляют, протянув еще один ремень к нижним концам дощечек. Специальные мягкие вьюки или просто грузы цепляются за верхние торчащие концы дощечек и спускаются по бокам ташка-быка. Под вьюк подкладывают оленьи шкуры, парусину или брезент для предохранения спины оленя от натирания поклажей (Лукьянченко 1971:59−60). В коллекции музея с. Ловозеро имеются вьючные сумы из замши с деревянной накладкой-ручкой по устью.

Гаврил Кириллов запрягает ташка-быка. Фото Ю. Коньковой , 2018
Ташка-бык. База Полмос. Фото Д. Куканова, 2018

По рассказам ловозерских оленеводов, ташечные быки использовались в летний период до начала 1980-х гг. Саам С. Н. Галкин вспоминает: «Ташка-быка долго использовали в бригадах. Хороший бык мог нести до 50 кг (в среднем 40 кг). У каждого свой. Летом пастухи идут в стадо, навьючат ташка-быков и пошли. Седло было въючное. Все олень несет, ты хоть в рубашечке иди. По сопкам да болотам идти-то тяжело, это не по дороге. Оленей собирать хорошо: где ночь застала, там и зано чевал. Продукты, спальные вещи с собой надо брать, вот и вьючили. Саамы раньше и верхом на оленях ездили. Дежурить на одном быке летом хорошо. Если бык тащит 60 кг, чего ему сделается, лопари-то мелкие. Ташка-быками ходили на маличные забои. На 2−3 человека — один бык: люди налегке идут, а быки вещи (постель, продукты) тащат. Перестали ташечных быков держать, когда вездеходы появились».

Ездовые сани (нарты)

В Кольском крае нарты — ездовые и грузовые — называют на русский лад санями. Переселенцы коми-ижемцы в конце XIX в. привнесли на Кольский полуостров косокопыльную нарту самоедского типа (запряжка веерная в 3−4 или 5 оленей, управление с помощью вожжи и хорея), заимствованную у ненцев во второй половине XVII в. По сравнению с ненецкой, ездовая нарта ижемцев несколько выше и имеет меньше копыльев (3−4 пары при 4−5 у ненцев), устанавливаемых близко друг к другу в задней части нарт, под сиденьем. Два продольных нащепа передними концами вставлены в пазы передней (загнутой) части полозьев. К нащепам крепится дощатый настил, в задней его части — невысокая спинка, а в передней — деревянная планка, отделяющая часть настила, предназначенную для сидения, от передней его части, предназначенной для перевозки вещей. Сверху настил покрыт оленьей шкурой мехом вверх, на которой сидят во время поездки.

Ездовая нарта. Фото Д. Куканова, 2018
На упряжке по Полмосу. Фото Ю. Коньковой , 2018

Ездовые сани в Ловозерье делают большими, поскольку «оленевод на смене бывает от нескольких дней до двух недель, и все необходимое нужно везти с собой». Когда пастух едет на смену, в его ездовых санях должны лежать: аркан, продукты, топор, котелок, плащ (или другая защита от дождя), бинокль, оружие.

Ездовые женские нарты отличались от мужских наличием кибитки (будки) для детей. В будку помещались 1−2 ребенка, да еще один сидел спереди; здесь же находился запас пищи на дорогу. Запрягали в женскую нарту до пяти оленей.

На изготовление нарт идут ель и береза. Современные нарты красят черной краской. В советское время красили растворенным в бензине гудроном. Так она меньше сохнет на солнце. Полозья нарты и саней подбиваются «полиэтиленом» (полосой пластиковой трубы). Пластик прекрасно скользит по снежной и влажной поверхности, даже если снега мало. Вместо традиционных костяных блоков и кожаных ремней используются металлические кольца и металлические цепи.

Оленья упряжка используется в гонках на праздниках День Севера и День оленевода. Участие в гонках считается престижным, хотя число участников с каждым годом сокращается. Для гонок на оленьих упряжках делают специальные скоростные нарты, которые по конструкции идентичны обычным, но меньше по размеру и легче на ходу.

Грузовые сани (нарты)

Коми-ижемцы принесли с собой грузовые нарты ненецкого типа. Для разновидностей этих нарт значимо наличие или отсутствие настила (пола) и стенок, а также местоположение копыльев, соединяющих верхнюю часть нарты с полозьями. Грузовая нарта без настила и стенок с равноудаленными друг от друга копыльями использовалась для перевозки шестов, нюков и лат (досок пола) чума. Нарта с настилом и равноудаленными копыльями была предназначена для перевозки крупных тюков с одеждой, шкурами и прочих крупных предметов. Мелкие предметы и пища перевозятся на вандей, нарте с настилом и стенками, образующими длинный ящик на полозьях. Грузовая нарта сябуча предназначена для перевозки постельных принадлежностей. Сыпучие вещества и мелкие предметы складывают в яшшык — большой ларь, снабженный крышкой и установленный на полозья с помощью четырех равноудаленных копыльев. Внутри ларь имеет несколько отделений для разных продуктов. Груз на нартах связывается веревками и покрывается сверху берестой или брезентом. В грузовые нарты запрягают от двух до четырех оленей. При перекочевках соединяли грузовые сани с запряженными в них оленями одни за другими в караваны (райды), возглавляемые ездовыми нартами.

Грузовые сани. Фото Ю. Коньковой , 2018
В прежние годы грузовые (возовые) сани шли в аргише вслед за ездовыми. Сегодня они делаются «исключительно под бураны» (снегоходы) и подгоняются под ширину следа снегохода. Раньше возовые сани были шире и прочнее: для перевозки грузов жители Кольского полуострова использовали низкие сани на трех (реже четырех) парах прямых копыльев. Подобные грузовые нарты-сани известны многим народам Европейского Севера, включая русских, карел, финнов, ненцев. У саамов они появились, вероятно, от русских или карел (еще до прихода коми-ижемцев), поскольку распространены преимущественно в западных районах полуострова и у финских лопарей.
Подпись к фото в процессе
Сегодня возовые сани используются исключительно как прицеп для снегохода и чаще всего дополняются деревянным коробом — съемным, фиксируемым веревками. Для крепления нарты к снегоходу делают металлическое «рулило». Длина грузовых саней без короба — 295 см, ширина — 79 и 74 см, высота — 36 см; длина с коробом — 307 см, ширина — 95 и 84 см, высота — 70 см.

На изготовление грузовых (возовых) саней идут береза и ель. Есть мастера, которые делают нарты на заказ: легковая нарта стоит от 12 до 20 тыс. руб. Подержанные сани можно купить за 15 тыс., новые под оленей — за 20 тыс., под буран — за 18 тыс. руб.

Волокуша

Кольским саамам были известны сани-волокуши из оленьей шкуры тылле-сан, использовавшиеся зимой (обычно на промысле) для перевозки грузов в том случае, когда под рукой не оказывалось грузовой керёжи. Тылле-сан делали из двух шкур, укладывая одну на другую (шерстью наружу) и замораживая таким образом, чтобы они приняли форму лодки. В нее впрягали оленя, как в обычную грузовую керёж.

Груженая волокуша. Фото Д. Куканова, 2018
Пару лет назад для транспортировки грузов ловозерские оленеводы стали использовать пластиковые волокуши фабричного производства, которые все больше «входят в моду». Покупаются стандартные заводские варианты (по цене 16 тыс. руб.) и «доводятся» владельцем на месте по вкусу. Усиливается рама — обваривается металлическими полосами или профильной трубой большого сечения («полиэтилен»). Короб скрепляется сквозными винтами вместо штатных само- резов. Меняется «водило» (металлический прицеп), поскольку заводское приспособление слишком слабое и не выдерживает активной (почти ежедневной) эксплуатации. Днище усиливается за счет полос, изготовленных из ПВХ труб — две полосы нашиваются на днище и двумя полосами укрепляются углы. Помимо большей жесткости, доработанные волокуши получаются менее «рыскающими, лучше держат направление».
Подпись к фото в процессе
Волокуша удобнее саней, поскольку имеет низкий центр тяжести. 200-литровую бочку бензина или солярки в нее можно «закатить» в одиночку, подведя борт волокуши под бочку: «опрокинул на бок, катнул бочку, и волокуша встала на место уже с бочкой внутри. После загрузки бочку расклинивают парой автомобильных покрышек. Пластиковая волокуша легкая, что экономит бензин и позволяет передвигаться с большей скоростью. Волокуша хорошо идет второй, после саней. Две волокуши крепить нельзя, «первую порвет».

Свойства конструкции волокуши

Made on
Tilda