Закрыть

Вязанная нарта

Согласно древнему обычаю добровольной смерти старик, собирающийся достойно умереть, должен изготовить для своих потомков что-то крепкое. Часто таким изделием была нарта. Однако в понимании чукчей нарта крепка не массивностью, а упругостью, не раз и навсегда собранной конструкцией, а простотой разборки и сборки. Важной характеристикой служит легкость нарты, позволяющая нести ее в руках: в фольклоре обыгрываются эпизоды, когда герой, соревнующийся с соперником в скорости, преодолевает каменистый участок горной местности бегом, подхватив нарту рукой. Сборно-разборность чукотской легковой нарты выражается и в том, что легкость поломки компенсируется легкостью починки: как правило, ремонт состоит в перестановке деталей и подвязке разорвавшихся креплений.
Подпись к фото в процессе
КОНСТРУКЦИЯ

В многообразии нарт северной Сибири чукотско-корякский тип выделяется дугокопыльностью и ременным креплением (Богораз 1991:28; Историко-этнографический атлас Сибири. Копыл представляет собой дугу из изогнутых рогов оленя или крепкого березового корня с естественным изгибом. Концы копыльев укреплены ремнями в вырезанных попарно в наклон друг к другу углублениях- отверстиях полозьев. Обычно нарта имеет от шести до восьми копыльев-дуг. Копылы-дуги составляют каркас (скелет), на котором держится нартенная конструкция. Полозья ездовой нарты изготавливается из лиственницы или березы. Они длинные, спереди слегка загнуты и связаны с изогнутыми дугою вниз нащепами, составленными из нескольких деталей. Ремень, которым крепится копыл к полозу, проходит через отверстие, просверленное в верхней грани полоза с внутренней стороны. Настил нарты состоит из узких деревянных планок, образующих решетку, которая может переходить сзади в спинку (в мужской нарте) или окаймлять все сиденье (в женской нарте). Крепление всех частей и деталей чукотской нарты ременное. Для прочности связок на ремни для нарт традиционно идут шкура оленя, морского зверя или китовый ус.

Чукотская упряжка. Чаун-Чукотка. Фото А. Головнёва, 2015

Конструкция ездовой нарты

Грузовая нарта изготовляется из лиственницы и заметно отличается от легковой массивностью конструкции (нащеп прямой, полозья загнуты вверх). Нарта для перевозки покрытий яранги и палатки по размеру больше нарты для котлов и прочей домашней утвари. Специальные грузовые нарты, имеющие вместо настила продольную жердь с развилкой, используются для транспортировки шестов яранги.
Ремонт нарты. Фото Т. Киссер, 2015

Ремонт и изготовление

Осенью, перед первой запряжкой оленей и миграцией к зимним пастбищам, мужское население стойбища занимается ремонтом нарт, который обычно предполагает их полную переборку. На ремонт старой нарты уходит около двух дней. Нарте, которую готовит к зиме пастух бригады № 3 Виктор Кытылин, уже пять лет. Впрочем, от той нарты, которая была сделана пять лет назад, теперь осталась лишь основа, все остальное обновлено по деталям в ходе частых переборок. Виктор не заменяет ее новой, рассуждая: «делать нарту с нуля — долгая история».

Подпись к фото в процессе
Самое сложное и долгое в изготовлении чукотской нарты — заготовка материала. Загиб полозьев делают из березы, полоз — из лиственницы или березы, копылья — из дерева с естественным загибом или оленьих рогов. Особенно прочны копыльные дуги из рога дикого оленя или домашнего некастрированного оленя-самца: «в отличие от кастратов у них рога крепкие и непористые». Обычно рога для изготовления копыльев заготавливают осенью после гона (в октябре), когда они полностью окостенеют. Берут либо сброшенные рога, либо спиленные (у буйных оленей рога спиливают под корень). Самое главное подобрать рога, одинаковые по длине и толщине. Все соединения нарт скрепляются тонкими прочными ремешками. Ремешки режут из осенней шкуры оленя-самца, поскольку «осенью шкура у оленя особенно толстая», в крайнем случае используют шкуру кастрированного оленя.

Полозья нарт обычно изготовляют у озера или речки, чтобы сразу мочить и загнуть. Для износоустойчивости полозья нарт «подшивают» пластиковыми «трубами» (отрезками труб для теплосети). Пластик набивают на всю длину полоза. В старые времена весной, когда березовые полозья плохо скользили по подтаявшему снегу, на них набивались пластинки из китовой кости или из связанных вместе гладких кусков челюстей моржа. Все это скреплялось ремнями, чтобы не мешало скольжению.

Изготовление и сборка нарты

Сборно-разборность

Дугообразные копылья чукотской нарты обусловили небольшую ширину и высоту нарты. Передние копылья несколько шире задних, что обеспечивает им значительную устойчивость. Крепление нарты при помощи ремней придает ей эластичность. При кажущейся «хлипкости» (в сравнении с ненецкой) чукотская ездовая нарта выдерживает груз «человек + олень».

При столкновении на скорости с жестким препятствием нарты могут разлететься на куски. Дугообразные копылья при большой нагрузке скашиваются и ломаются, особенно на морозе. Поперечные планки сиденья настолько хрупкие, что при резкой нагрузке могут проломиться, поэтому сидеть на нарте надо ровно. Однако, по словам чукчей, «если за нартой ухаживать, как за бураном или машиной, вовремя менять запчасти (ремешки и детали), то она может прослужить очень долго». Кроме того, недостаток прочности компенсируется ремонтопригодностью: конструкция позволяет использовать для ремонта любую подходящую ветку или рейку, соединять детали буквально «на живую нитку», многократно переставляя «донорские» детали с нарты на нарту. Чукотская нарта обновляется постоянно.

Замечательное качество чукотской нарты — легкость (от 10 кг), которая позволяет обойтись запряжкой одного-двух оленей. Она маневренна и хорошо управляема при движении на оленях по склонам сопок. При необходимости ее можно тащить за собой или даже на себе.

Носы полозьев нарт загнуты вверх и имеют гибкое ременное крепление. Во время движения при соприкосновении с твердым снегом носы поднимаются и подминают под себя кустарник. Прямой удар в нос поднимает нарту вверх, а ее передние дугообразные полозья срабатывают как рессоры и обеспечивают маневренность. Раньше во избежание быстрого стирания полозьев о камни их подбивали костями из челюсти кита (Майдель 1871:61) или смазывали китовым жиром (Кибер 1824:97). Сейчас на полозья набивают пластиковые или резиновые подполозники.
Дугообразные копылья чукотской нарты обусловили небольшую ширину и высоту нарты. Передние копылья несколько шире задних, что обеспечивает им значительную устойчивость. Крепление нарты при помощи ремней придает ей эластичность. При кажущейся «хлипкости» (в сравнении с ненецкой) чукотская ездовая нарта выдерживает груз «человек + олень».

При столкновении на скорости с жестким препятствием нарты могут разлететься на куски. Дугообразные копылья при большой нагрузке скашиваются и ломаются, особенно на морозе. Поперечные планки сиденья настолько хрупкие, что при резкой нагрузке могут проломиться, поэтому сидеть на нарте надо ровно. Однако, по словам чукчей, «если за нартой ухаживать, как за бураном или машиной, вовремя менять запчасти (ремешки и детали), то она может прослужить очень долго». Кроме того, недостаток прочности компенсируется ремонтопригодностью: конструкция позволяет использовать для ремонта любую подходящую ветку или рейку, соединять детали буквально «на живую нитку», многократно переставляя «донорские» детали с нарты на нарту. Чукотская нарта обновляется постоянно.

Замечательное качество чукотской нарты — легкость (от 10 кг), которая позволяет обойтись запряжкой одного-двух оленей. Она маневренна и хорошо управляема при движении на оленях по склонам сопок. При необходимости ее можно тащить за собой или даже на себе.

Носы полозьев нарт загнуты вверх и имеют гибкое ременное крепление. Во время движения при соприкосновении с твердым снегом носы поднимаются и подминают под себя кустарник. Прямой удар в нос поднимает нарту вверх, а ее передние дугообразные полозья срабатывают как рессоры и обеспечивают маневренность. Раньше во избежание быстрого стирания полозьев о камни их подбивали костями из челюсти кита (Майдель 1871:61) или смазывали китовым жиром (Кибер 1824:97). Сейчас на полозья набивают пластиковые или резиновые подполозники.


Легкая и узкая нарта удобна для посадки верхом. Ездок садится на нее верхом так, что ноги свешиваются по обеим сторонам или опираются на полозья, обеспечивая маневренность нарты и седока (Сарычев 1952:266). Разместившись таким образом, возница ногами легко направляет нарты, маневрируя между кочками или другими препятствиями. Двигаясь по наклонной или скользкой дороге, он при необходимости может тормозить или отталкиваться ногами. У чукотских нарт есть «коробка передач» (или педаль тормоза), сделанная из оленьего рога (или комля) и привязанная к правому полозу между третьим и четвертым копыльями. Надавливая на нее ногой, возница тормозит при разгоне, скольжении по насту или спуске по склону.

Управляется упряжка вожжой и небольшим хлыстом (тины), который делается из длинной, тонкой и гибкой ветви ивы или березы; обычно он надламывается в одном или двух местах и скрепляется нитями из жил для большей упругости. Ручка кнута костяная, а на другом его конце крепится насадка, сделанная из коренного зуба моржа. В умелых руках этот легкий и внешне безобидный инструмент может насквозь пробить толстую шкуру ездового оленя. Впрочем, дурное обращение с оленями или собаками считается у чукчей тяжким грехом. Иногда для управления упряжкой употребляется кнут с короткой ручкой и тонким ремнем.

Свойства конструкции нарты

Чукотское нартовое разнообразие

Чукчи используют оленью упряжку исключительно зимой, летний выпас оленей осуществляется пешим ходом, а груз, в том числе снаряжение пастуха (оружие, аркан, сменная одежда, чайник и котелок, запас продуктов и сухих дров), переносят на себе. По данным сельхозпредприятия «Чаунское», в оленеводческих бригадах в 2016 г. было 500 ездовых оленя, 82 легковых и 166 грузовых нарт: во 2-й бригаде — 60 ездовых оленей, 8 легковых и 20 грузовых нарт, 3-й бригаде — 92 ездовых оленя, 18 легковых и 35 грузовых нарт, в 5-й — 44 ездовых оленя, 9 легковых и 18 грузовых нарт, в 6-й — 40 ездовых оленей, 12 легковых и 21 грузовых нарт, в 9-й бригаде — 264 ездовых оленя, 35 легковых и 72 грузовые нарты.

Подпись к фото в процессе
Зимняя поездка. Чаун-Чукотка. Фото А. Головнёва, 2015
У олененных чукчей ярко выражена нартенная специализация. Помимо мужской (эчеттик) и женской (ңаанорывын) легковых нарт при наличии в семье маленьких детей используется нарта-кибитка (кааран), а при наличии родовых культовых реликвий — священная нарта (тайныквыёчгын). Среди грузовых (легких, среднетяжелых, тяжелых) нарт выеляются: нарта с оленьим мясом (такесхиёскин), нарты для транспортировки запасов продуктов, нарты с печью (ныльытоечгын,), с дровами (ун, ине), с заготовками и запасными частями для нарт (отыёчгын), с мужским инструментом и пологом (авериёчгын), со шкурами-постелями (айколена), с одеждой и подушками, большая нарта для меховых покрышек яранги и нарта для палатки, посудная нарта (кокенан). Легкие грузовые нарты релкины используются для транспортировки шестов яранги и палатки. В легковые нарты запрягают по два оленя, в грузовые — по одному. Считается, что летом оставленные в открытой тундре нарты портятся от дождя и солнца, поэтому на летнем стойбище легковые и священные нарты, а также посудная и продуктовая нарты размещаются внутри большой яранги и играют роль мебели. Грузовые нарты ставятся рядом с ярангой или позади нее, а за ними или под ними — нарты релкины для перевозки жердей яранги и палатки.

Эчеттик и яттек

Мужская ездовая нарта (эчеттик) — длинная (до 180−200 см), узкая (30−35 см) и низкая (около 25 см), на шести-семи копыльных дугах, которые расположены в задней части полозьев. Копылья и полозья ездовой нарты гладкие, хорошо обработанные. Полозья загнуты кверху и связаны с изогнутым вниз нащепом; задний конец нащепа также изогнут и соединен с ободом, огибающим спинку сиденья. Справа к третьему или второму копылу и полозу привязан изогнутый комель — «тормозное кольцо»; на нем стоит нога ездока, готовая по необходимости к торможению. Сидят на нарте верхом ближе к передку, управляют оленями с помощью длинного хлыста.

Нарта эчеттик. Фото Д. Куканова, 2015
От других нарт ее отличает легкость и маневренность. «Грузовая сделана из плавника — тяжелых бревен, собранных на побережье, плохо вытесанных, громоздка, нередко небрежно скреплена и представляет собой, в сущности, орудие пытки для несчастного оленя, который ее тащит. Нередко полозья нарты даже кривые. А легковые делаются в основном из березы или ивы, из тонко выструганных и аккуратно пригнанных частей. Иногда копылья (дуги основания) делаются из оленьих рогов. Вся она — тонкая, беленькая, чистая. Два оленя легко везут одного человека, который сидит верхом, свесив ноги на полозья и направляя нарту ногами» (Обручев 1974:261). Грузоподъемность легковой нарты 150 кг (человек + олень).
На мужской нарте обычно постелена телячья зимняя шкура, она греет хорошо, из вещей — рюкзак с едой, чайник, продукты (чай, сахар, лепешки, мясо), кружка, спички, аркан для ловли оленей, топор, пила (для спиливания рогов), бинокль, ружье. В. Г. Богораз отмечал, что «из опасения утомить оленей даже в длительное путешествие» мужчина берет с собой только самое необходимое — аркан, копье, теплую меховую одежду на случай пурги и мешок с провизией (мясо, сало), оставляя дома котел и чашку, надеясь исключительно на гостеприимство соплеменников.
Будто в память о еще недавно бушевавших войнах к нарте с помощью ремней крепили копье, которое легко выхватывали правой рукой (Сарычев 1952:267; Богораз 1901:30). Сейчас оленеводы так же горизонтально крепят к нарте ружье.

Помимо повседневной ездовой, у мужчины может быть гоночная спортивная нарта яттек (гонки на оленях обычно проводятся в конце марта). Шестикопыльная с тонкими полозьями из березы или рога оленя, она еще легче повседневной легковой. Гоночные нарты так малы, что возница едва может сесть на них. По описаниям Г. Майделя, такие нарты имели одинаковую высоту и ширину — 25 см (в месте сиденья 45 см) и длину (не считая выступов полозьев) — 120 см (1894:145−146). Ее копылья стягиваются нерпичьим ремнем. Весит гоночная нарта от 3−4 до 6 кг (см.: Нейман 1871. Т. I:15; Нефёдкин 2003:120−121).

Гоночная нарта развивает скорость до 35 км/ч (Нейман 1871. Т. 1:15). Поскольку скоростная маневренность была главным конкурентным преимуществом чукчей, в XVII—XVIII вв. подобные нарты могли применяться для военных действий и молниеносных набегов, которыми были славны предки чукчей (Bogoras 1918:29; Бабошина 1958:245; Меновщиков 1974:182; Лебедев, Симченко 1983:129).

Наанорывын и каран (кибитка)

Женская ездовая нарта (ңаанорывын/ңаанно- гоор/наан­оргоор) длиннее (220−250 см), шире (35−40 см) и выше (25 см) мужской. Устройство нижней части ее такое же, как и мужской, только передние концы полозьев соединены деревянной поперечиной. Женская нарта имеет широкое и удобное сиденье. Над настилом возвышаются борта, окаймляющие сиденье, кроме правой стороны, с которой женщина усаживается на нарту и сидит во время езды (Историко-этнографический атлас Сибири 1961:17). Раньше женская нарта имела спинку (иёргын), но сейчас таких нарт не делают (по крайней мере, в Чаунской тундре). Во время движения каравана женщина держит ноги на полозе нарты или «в разбег». У спинки женских нарт обычно располагаются младенцы и маленькие дети. При переездах в нарте всегда есть термос с чаем и еда (мясо, лепешки, сахар, печенье). На стоянках женскую нарту используют для перевозки воды или льда. перевозки маленьких детй при кочевках в холодное время года. По размеру и по ширине она больше, чем грузовые нарты. Ее кузов выполнен в виде четырехугольного каркаса из жердей и обтянут покрышками из оленьих шкур. Покрытие обычно украшается бахромой с кистями, окаймляющими нижнюю часть, и кругами из разноцветных бус, называемыми «солнцем» или «луной» (Богораз 1991:29).
Женская нарта и нарта релкины. Фото А. Головнёва, 2014
Кибитка застилается двумя шкурами взрослого оленя. Меховое покрытие кибитки шьется из пяти шкур сентябрьского оленя (короткий легкий ворс), мехом наружу. Вход в кибитку спереди. В такой меховой домик на полозьях помещается 3−4 ребенка. У задней стенки кибитки — место для малышей, включая новорожденных, а дети постарше рассредоточиваются по всей площади. В кибитке обязательно есть запас еды. Дети кочуют в двойной меховой одежде, поэтому мороз им не страшен; главное, считают чукотские женщины, чтобы ребенок был сух и сыт.

Репалькольгын

В зависимости от достатка семьи и ее численности в хозяйстве оленных чукчей насчитывается несколько грузовых нарт репалькольгын малого, среднего и большого размеров. Они могут идти как в мужской, так и в женской половине каравана. Раскладка вещей по нартам у каждого своя. Например, у Марины Памья три грузовые нарты с одеждой, нарта с выделанными шкурами, грузовая нарта для перевозки печки (сверху на нее обычно кладут ретэм). Труба от печки привязывается вместе с жердями к нартам. Отдельная нарта используется для транспортировки палатки. Еще одна нарта нагружается постельными шкурами, подушками и одеялами, на которые сверху укладываются постельные маты из веток.

Грузовая нарта в караване. Фото Д. Куканова, 2015
Подпись к фото в процессе
На грузовых нартах репалькольгын также перевозят продукты. Груз размещают по весу, (примерно 70−80 кг): масло растительное, масло сливочное, чай, кофе, соус, соль, приправы, картофель (летом), 1−1,5 мешка сахара или муки, крупы, банки с консервированными продуктами, конфеты и пр. Одна-две грузовые нарты используются мужчинами для хранения и перевозки разного инструмента и запасных частей для нарт (копылья, полоза, ремни). Общесемейный инвентарь — выбивалки (тивигин), топоры, пилы — распределяют под груз любых нарт, лопаты кладут сверху.

Описывая специфику движения грузовых нарт чукотского оленного каравана, С. В. Обручев отмечал: «Чукчи запрягают только одного оленя, и лямка надевается всегда с правой стороны. Каждый олень привязывается к левой стороне идущих впереди саней, и поэтому вся связка из десятка нарт двигается не гуськом, а диагональным ступенчатым рядом, и каждый олень идет по новому, не протоптанному другими пути. Поэтому за чукотским караваном остается широчайшая, раскатанная полозьями и истоптанная дорога. Такой способ хорош для езды по широким равнинам и твердому насту» (Обручев 1954:261).

Релкины

В чукотских сказках у кочующего самостоятельно молодого пастуха легковую нарту тащит важенка-теленок, грузовую — важенка- мать, а нарточку с жердями яранги — собака. В семейном караване современных оленных чукчей 4−5 нарт, предназначенных специально для транспортировки шестов яранги и меховой палатки.
Релкины — это самые малые и примитивные нарты в ряду чукотских транспортных средств. По конструкции они сильно отличаются от обычных грузовых: имеют всего две копыльных дуги, а вместо нащепов и настила — жердь с развилкой, привязанную к копыльным дугам, и передним концом вогнанную в паз перекладины, соединяющей передние концы полозьев. Для перевозки длинных шестов яранги предназначается товри релкины (одна нарта на одно хозяйство-ярангу), для перевозки коротких шестов яранги — варе релкины (3−4 нарты). Различаются они размерами и конструкцией: варе релкины менее массивны и не имеют поперечных и боковых перекладин.

Нарта релкины. Фото Д. Куканова, 2014
Используемые у чукчей яранговые и палаточные шесты приспособлены для транспортировки волоком. Они укладывается на релкины концом, имеющим веревочный или ременной крепеж, с помощью которого привязываются к развилке нарт с одной или двух сторон, в зависимости от места расположения в караване; другой конец шестов волочится по земле. Нарты с жердями в оленном караване «ставят на два крыла». Ширина караванной дороги увеличивается за счет специфики расположения и крепления релкины в караване: нарты с короткими шестами движутся как боковой прицеп одной из грузовых нарт, нарты с длинными шестами идут замыкающими.

Кокенан и такесхиёскин

Особо чукчи выделяют грузовые нарты кокенан (‘грузовой посудовоз') и такесхиёскин (‘мясная нарта'). Кокенан — очень крепкая нарта, выдерживает груз до 200 кг. Вместительная деревянная платформа с низкими бортами опирается на массивные деревянные полозья. Загиб полоза, в отличие от остальных грузовых нарт, также делается из дерева. В ко- кенане перевозят и хранят котлы, кастрюли, чайники, бидоны, ящик с посудой, походный контейнер с продуктами (приправы, соль и пр.); сзади нарты находится большой горшок, а сверху — большие деревянные блюда и стол, а также ручная мясорубка — еще один важный инструмент в хозяйстве чукотской женщины. В посудной нарте хранят и переводят женский швейный комплект (швейную сумку, скребки, доски для раскроя), чтобы при необходимости он всегда был под рукой.

Посудная нарта. Фото Д. Куканова, 2014
Подпись к фото в процессе
При транспортировке поверх посуды укладывается полог, свернутый конвертом. Сверху нарта покрывается тканью и завязывается. Движется такая нарта только по накатанной дороге, и «тащит ее борзый олень». Во время стоянки кокенан всегда размещается в ретэме (кокаван — ‘посудное место', от кока, кук — ‘котел', ‘посуда', ван — ‘жилье') яранги или палатки. Рядом с ней может находиться нарта с продуктами.

Такесхиёскин — ‘мясная нарта', в которой хранят замороженное мясо, наполненный кровью олений желудок и кишки для варева собакам. На зимнем стойбище мясная нарта стоит впереди и чуть в стороне от жилища: «и не далеко, и не близко, чтобы можно было в любое время дойти и взять необходимый кусок мясо». На летовке мясную нарту обычно располагают внутри ретэма.

«Русская» нарта

«Русская» или снегоходная нарта появились в обиходе чукчей-оленеводов вместе со снегоходами, когда возникла необходимость перевозить грузы, неподъемные для оленной упряжки (ГСМ, запчасти). Широко используется как прицеп к снегоходу в повседневных поездках за дровами, перевозке туш оленей и льда. Представляет собой широкую платформу из продольно-поперечных брусков или досок, которая опирается на прямые копылья, закрепленные на массивных полозьях. Нижняя поверхность полоза набивается трубой ПВХ таким образом, что загнутой спереди и подвязанный к нащепу конец формирует нос полоза.

«Русская» нарта. Фото Д. Куканова, 2015
Жесткость конструкции обеспечивается, по аналогии с грузовыми нартами, диагональными тягами, связывающими платформу с полозьями. При изготовлении «русских» нарт чукчи используют привычный способ соединения деталей путем стягивания веревками, продетыми в специально просверленные отверстия. Такой способ крепления позволяет широкой платформе сохранять равновесие при кренах и переезде через препятствия.

Для крепления к снегоходу используется жесткое водило из сваренных треугольником железных труб. Общая длина нарты достигает 5 м, без водила — около 3 м. Размер грузовой платформы 2,5×1,3 м, высота около 0,3 м, что облегчает погрузку на нее бочек и других тяжелых грузов. Бортов у «русских» нарт нет, груз крепится и притягивается к платформе веревками. При поездках к «русской» нарте пускают прицепом одну-две ездовые или грузовые нарты, причем ширина платформы позволяет крепить эти нарты не последовательно, а параллельно одна за другой.

Тайныквыёчгын

В священной нарте тайныквыёчгын хранят и перевозят главные семейные святыни — духи-хранители тайныкут и их вождь или «пастух» мильгет (‘огня идол', деревянное огниво). Нарту с уложенными в большой мешок культовыми вещами упаковывают плотно и накрывают шкурами так, чтобы даже «собака не понюхала». При перекочевке священная нарта идет в голове каравана вслед за легковой нартой хозяина.

Духи тайныкут — деревянные фигурки, связанные в связку веревками из оленьих жил. Каждой весной в праздник реквыт киль- вей к связке добавляется деревянная куколка тайныкут, и по их числу на связке определя- ется возраст яранги. У каждой яранги свой очаг и свои тайныкут, и они не могут переходить из яранги в ярангу. В мешке на священной нарте вместе с тайныкут хранятся диковины — засушенные раздвоенные губы, пятипальцевые копыта и другие необычные части оленей, а также «арканы» из молодых кустиков, сделанные на празднике молодого оленя (эйнеткун), которые возят в нартах в течение года, а следующей осенью сжигают, «чтобы злых чертей напугать».
Нарта с культовыми предметами. Фото А. Головнёва, 1999
По преданию, тайныкут даровали людям стада оленей. «Раньше люди сами таскали свои нарты. Однажды они принесли жертву тайныкут. Вскоре родилось два олененка. Их хозяин кормил ягелем, обмакнутым в нерпичий жир. Возил их на нарте, которую тащил сам. Окрепли телята, стали впереди него бежать. Потом стали олени ездить по земле. Так выросло богатство — потому что люди принесли жертву духам тайныкут, которые берегут оленей» (Головнёв и др. 2015:88−89). Тайныкут хранят не только оленей, но и людей.
Мильгет — деревянная фигура человека из лиственницы с несколькими черными углублениями на теле, в которых трением добывают новый «живой огонь» на празднике эйнеткун. В просверленные в дереве отверстия вкладывают трут и уголек из костра и используют инструмент вроде лучкового сверла. В богатых семьях бывает до четырех «огневых досок».
Мильгет — «пастух» всех домашних духов тайныкут и главный хранитель стада. Если олени теряются, мильгет мажут жиром и вывешивают на вершине яранги, чтобы дух помог собрать «куски» стада.

Стой бище перед праздником молодого оленя. Фото А. Головнёва, 1999
ямал
ямал
кола
кола
И ещё 2 темы
И ещё 2 темы
Транспортная смесь
Транспортная смесь
Made on
Tilda