Закрыть

Русская Лапландия

Кольский полуостров, известный в прошлом как Кола, Колопермь, Терь, Мурман или Русская Лапландия, расположен в Заполярье и омывается на севере и северо-востоке Баренцевым морем, на юге и юго-востоке — Белым морем. Площадь полуострова составляет около 100 тыс. кв. км, а площадь Кольского края (полуострова с прилегающей материковой частью) — 145 тыс. кв. км, 0,8% площади РФ. Административно полуостров входит в Мурманскую область.
Туристская райда из саней «Метелица». Ловозерские тундры. Фото Ю. Коньковой , 2018
На западе располагаются горные массивы Хибины (высота 1191 м) и Ловозерские тундры (высота 1120 м). На востоке у морских берегов в рельефе преобладают впадины, плато и террасы, покрытые лесом, лесотундровым редколесьем, горными и приморскими тундрами. По ландшафтной зональности Кольский полуостров состоит из тайги и тундр. Важные для кочевников-оленеводов открытые пространства тундр тянутся неширокой (около 100 км) полосой по морскому побережью (вдоль Мурманского берега, огибая полуостров с востока, сходят на нет в районе Чаваньги на Терском берегу Белого моря). Особенностью кольской тундры является почти полное отсутствие мерзлоты. Среди рек выделяются Кола, Поной, Тулома, Воронья, Варзуга, Нива, Печенга; самые большие озера — Имандра, Ловозеро, Умбозеро.

Подпись к фото в процессе
С праисторических времен полуостров находился на путях миграций и коммуникаций между западом (Скандинавией) и востоком (Русским Севером). В заселении севера Фенноскандии, начавшемся около 11 тыс. лет назад, сошлись западноевропейский и восточноевропейский потоки мигрантов, предков скандинавов (индоевропейцев) и финнов (уральцев), образовавших цепь раннеголоценовых культур маглемозе-фосна-комса-аскола-кунда (Шумкин 2001:17−24). Береговые стоянки кольского арктического палеолита датируются концом VII — началом VI тыс. до н. э. Кольскую провинцию осваивали предки саамов, связанные культурными и генетическими узами с лежащим к югу и востоку уральским этнокультурным массивом.
Древнейшие обитатели Кольского края были охотниками на оленя и морского зверя, а в эпоху раннего металла (судя по изображениям оленей на скалах и, особенно, рисунку оленя в загороди на одном из костяных предметов) в Фенноскандии развивается оленеводство (Гурина 1997:131−137). В IX в. скандинавские финны (саамы) и норвежцы содержали стада домашних оленей; например, у халогаландца Оттара «было шестьсот прирученных животных, которых… называют оленями [hranas]; среди них есть шесть оленей-манщиков [stælhranas], которые очень ценятся у финнов, так как с их помощью они ловят диких оленей [wildan hranas]» (Alfred 1855). В эпоху викингов отмечается заметное оживление северных берегов Норвегии и плаваний скандинавов на восток (Hofstra, Samplonius 1995). Пути по морю и по суше не только пересекались, но и дополняли друг друга: оленные кочевья начинались там, где кончались морские, и были их сухопутным продолжением (в скандинавской и северорусской практике они дополнялись конным транспортом). Саамский очаг оленеводства находился в прямой связи с морской скандинавской культурой, и кочевья саамов примыкали к бьярмийскому пути норманнов (Головнёв 2009:311−356).

Административно-территориальное деление Мурманской области
Русские ладожане и новгородцы унаследовали от северных норманнов морские пути и контакты в Бьярмии и на Кольском полуострове. В XII в. новгородцы владели волостью Тре (Терским берегом), а к концу XIII в. освоили всю Кольскую Лапландию, основав поморские селения Варзуга и Кола. Поморы совершали промысловые и торговые рейды от Норвегии до Ямала, поддерживая навигацию по Северному морскому пути. Благодаря поморской торговле в 1570—1580‑е гг. Кола была международным торговым портом, где велась торговля рыбой и пушниной (Озерецковский 1804:6−9; Ушаков 1960; Ушаков, Дащинский 1983).
В советское время Мурманск (в прошлом Романов-на-Мурмане) стал опорным портом Северного морского пути и (с 1938 г.) центром области, имеющей для СССР и России особое геостратегическое и промышленное значение. На западе она соседствует с Финляндией и Норвегией, на юге — с Карелией, на востоке — с Архангельской областью. Сегодня Мурманск — самый крупный город в мире за Полярным кругом (около 300 тыс. чел.). В целом Мурманская область — высоко урбанизированный регион: большинство населения проживает в городах и поселках городского типа (Апатиты, Мончегорск, Оленегорск, Кировск и др.) (Территория Арктики 2018; Социально-экономическое развитие… 2018). Вместе с тем на востоке Кольского полуострова, в Ловозерском районе, сохраняется оазис традиционного саамского и коми-ижемского оленеводства.

Подпись к фото в процессе

Промышленное освоение

Крупнейший порт и единственная незамерзающая глубоководная гавань в российской Арктике, Мурманск сочетает в себе функции главной базы Северного морского пути и Северного флота (военного, атомного ледокольного, торгового, тралового, морского рыбного), форпоста геополитики России на севере Европы и центра рыбной промышленности Баренц-региона. На Кольском полуострове расположены пункты базирования Северного флота России, подведомственные Министерству обороны — закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО): Североморск, Видяево, Заозерск, Островной и Александровское с городами Полярный, Гаджиево и Снежногорск. В Североморске размещается штаб Северного флота, на авиабазах Оленья, Североморск-1 и Североморск-3 дислоцирована авиация Северного флота (Территория Арктики 2018:89−111).

Военные корабли. Порт Мурманска. Фото Е. Переваловой , 2018
Уходящая корнями в поморские промыслы, мурманская рыбопромышленность охватывает акваторию от Атлантики до Новой Земли, специализируясь на вылове и консервации трески, пикши, морского окуня, краба, зубатки, черного палтуса, сайды, морской камбалы, мойвы и др. К промысловым полуморским и речным видам относятся семга, горбуша, форель, ряпушка, сиг, хариус, корюшка, снеток, ерш и другие виды, переработку которых обеспечивает целый каскад рыбокомбинатов на Кольском побережье. В Мурманской области производится почти каждая шестая тонна товарной пищевой рыбной продукции, вырабатываемой в России (Мурманский рыбокомбинат, один из крупнейших в стране, работает с 1932 г.) (Природные условия и ресурсы… 2018). Инфраструктура морских водных путей составляет основу мурманской системы коммуникаций. Речной транспорт на Кольском полуострове не развит, поскольку реки полуострова короткие и порожистые.
Подпись к фото в процессе

На суше становление кольской индустрии связано с разработкой полезных ископаемых, начало которой положило открытие в середине XVII в. серебряных и медных рудников на Поное. Открытие в начале 1920-х гг. экспедицией А. Е. Ферсмана минералогической кладовой Хибин, в том числе самого крупного месторождения апатитов и ряда месторождений редких металлов, определило перспективы промышленного освоения региона. В 1929—1930 гг. для освоения рудников в Хибинах был создан трест «Апатит», заложен город Хибиногорск (Кировск) и запущен каскад ГЭС «Нива» (с 1934 г.). В 1935 г. к ним добавились «Североникель» и Мончегорск. В 1955—1965 гг. на базе железорудных месторождений Оленегорское и Ковдорское были созданы горно-обогатительные комбинаты (ГОК) по производству концентратов (Магидович И. П., Магидович В. И. 1986:49; Ушаков 2001; Пожиленко и др. 2002). Ныне сеть горнодобывающей и горно-перерабатывающей промышленности включает: ГОК «Апатит» (Апатиты, Кировск) — производство фосфатного сырья, Кандалакшский алюминиевый завод (Кандалакша) — производство первичного алюминия, Кольскую горно- металлургическую компанию (Мончегорск, Заполярный, Никель) — производство никеля, рафинированной меди, серной кислоты; Оленегорский ГОК (Оленегорск) — производство железорудного сырья; Ковдорский ГОК — производство апатитового, бадделеитового и железорудного концентратов (Территория Арктики 2018:21−61). Современная добывающая промышленность вышла за пределы суши: на шельфе Баренцева моря ведется добыча нефти, разведано одно из крупнейших в мире Штокмановское газовое месторождение.
Энергетическую систему образуют: «Нива» (ГЭС-I, II и III), Кольская АЭС, Апатитская ТЭЦ, Мурманская ТЭЦ, Нижнетуломская, Верхнетуломская, Пазские, Княжегубская, Иовская, Серебрянские и Териберские ГЭС, а также Кислогубская приливная электростанция (Природные условия и ресурсы… 2018).

Промышленная и транспортная инфраструктура
Транспортную сеть образует железнодорожная магистраль (построена накануне революции, в 1916–1917 гг.) Санкт-Петербург– Петрозаводск–Мурманск с ветками на Североморск, Никель, Заозерный, Мончегорск, Кировск, Ковдор, Алакурти. Аэропорты Мурманска и Апатитов связывают Кольский полуостров с отдаленными населенными пунктами области, городами России и зарубежных стран. По Мурманской области проходит автомагистраль (федеральная трасса) Р-21 (М-18) «Кола» от Санкт-Петербурга через Петрозаводск, Мурманск, Печенгу до Норвегии; в Мурманской области общая протяженность автодорог — 2 566 км (из них 2 472 км, или 96,3 % — с твердым покрытием). Приграничное положение и развитая транспортная инфраструктура создают хорошие условия для внутреннего распределения и экспортирования продукции.

Ловозерский район (площадь 53,8 тыс. км2, более 1/3 территории Мурманской области; численность населения — 11 тыс. чел.) выглядит пасторальным оазисом в плотном индустриальном кольце, однако и его не миновала доля промышленного развития. Под оленьи пастбища выделено 50 % земельного фонда Ловозерского района (19 % территории Мурманской области). Выходное поголовье оленей по району на 1 января 2017 г. составило 50 001 голов (СХПК «Тундра» — 260 голов, СХПК ОПХ МНС «Оленевод» — 741), на 1 января 2018 г. — 50 177 голов (Отчет Главы Ловозерского района 2017). Оленеводство и животноводство соседствуют здесь с горнорудными разработками (градообразующее промышленное предприятие района — ООО Ловозерский горно-обогати- тельный комбинат — по добыче комплексных редкометальных и редкоземельных руд единственный в стране производитель ниобия и тантала). Промышленной добычей редких полезных ископаемых заняты жители поселка городского типа Ревда, сельским хозяйством — население (в том числе коренное) сел Ловозеро, Краснощелье, Каневка и Сосновка (Комплексный инвестиционный план 2015).

Ландшафтные и климатические особенности региона (близость тундры, лесотундры и тайги, белые ночи и полярное сияние), огромный культурно-исторический потенциал в совокупности с транспортной доступностью (относительная близость к Санкт- Петербургу и Москве, наличие аэропорта Мураши) способствуют развитию туризма. Туристический бизнес становится частью экономики и одним из главных направлений развития малого бизнеса, в том числе этнических общин. Туриндустрия (рыбалка, сплав, спорт, природа, этнография) привлекает в Ловозеро до 200 тыс. чел. в год, среди которых немало китайцев и тайцев, проявляющих особый интерес к северному сиянию и рыбалке (по наблюдениям местных жителей, иностранные туристы «фотографируются с каждой пойман ной рыбой»). Ловозеро считается резиденцией саамского Деда Мороза (Мунь Каллы).

Саамы и коми-ижемцы в кольских тундрах

Кольские саамы (саами, лопь, лопари) — восточная группа коренного народа Фенноскандии Sami (Sámi), общей численностью более 80 тыс. чел. (из них около 2 тыс. живут в России), относящегося по языку к уральской языковой семье, населяющего северные районы четырех государств: Норвегии, России, Финляндии и Швеции. Традиционно страна саамов называется Лапландией (фин. Lappi, швед. Lappland, норв. Lapland) или, по-саамски, Sápmi (Sámeednam).
Подпись к фото в процессе
В прошлом пределы восточной Лапландии распространялись южнее, до Ладоги и Онеги (Валонен 1982:59−96). Есть версии более широкого их расселения — до Волхова на юге и Мезени на востоке (см. Лукьянченко 1990:205−215). В Карелии до середины XVIII в. сохранялось несколько лопарских погостов (Озерецковский 1804:60, 61). В конце XIX в. саамы занимали почти весь Кольский полуостров, за исключением части Терского берега от Кандалакши до р. Пялицы, где преобладали русские поморы. Административно территория расселения лопарей делилась на Понойскую (с управлением в с. Поной) и Кольско-Лопарскую (с управлением в с. Кола) волости. В середине 1930-х гг. на территории кольских лопарей было создано два национальных района — Саамский и Ловозерский, население которых состояло из саамов, коми-ижемцев, ненцев и русских. В 1964 г. Саамский район был объединен с Ловозерским, где сегодня живет основная часть кольских саамов (Лукьянченко 1971:7, 10).
В течение века численность кольских саамов оставалась на одном уровне, но их удельный вес в Кольском крае снижался, особенно резко в 1930-е гг. с началом индустриализации: в 1926 г. насчитывалось 1708 кольских саамов (7,47% от общей численности населения), в 1939 г. — 1755 (0,60%), в 1956 г. — 1687 (0,30%), в 1989 — 1615 (0,14%), в 2002 — 1769 (0,20%), 2010 — 1599 (0,20%), в 2017 (по данным Ассоциации кольских саамов) — 2045 чел. Большинство саамов (1200) проживает в Ловозерском районе, остальные в Ковдорском (300) и Кольском (245) районах; еще 400 саамов рассеяно по городам Мурманской области. По данным Администрации Ловозерского района, в 2010 г. в с. Ловозеро проживало 639 саамов, в г. Ревда — 148, в Краснощелье, Сосновке и Каневке, соответственно — 69, 10 и 7.

Подпись к фото в процессе
Кольский полуостров, как Чукотка и Ямал, издавна был оленеводческим краем, а традиционный саамский образ жизни определялся как полукочевой. В хозяйстве саамов оленеводство играло если не главную, то важную роль наряду с рыболовством и охотой. Олень использовался преимущественно как транспорт и манщик в охоте на диких оленей (дикарей), память о которых сохранила поговорка: «Куда дикарь, туда и лопарь». Стада оленей у саамов были немногочисленны — от 5−6 до нескольких десятков голов на семью (стадо в несколько сот оленей было редкостью и считалось богатством). Зимой саамы «жили в оленях» — содержали их вблизи жилья с использованием изгородей, отчего кольское оленеводство называют «избным». После отела оленей отпускали на лето в приморскую тундру на свободный выпас, а осенью вновь «имали» (собирали) под зимний избный надзор. Ездили, впрягая одного оленя в керёжу (повозку в виде лодки), а груз перевозили на вьючных оленях (ташка-быках).
Подпись к фото в процессе
В конце XIX — начале XX в. саамы заимствовали многие черты коми-ненецкого оленеводства (чум, нарты, веерная запряжка, глухую меховую одежду, технологии выпаса), благодаря чему их стада заметно выросли. В 1926—1927 гг. в Мурманской губернии числилось 371 саамское хозяйство, в том числе 85 оседлых и 286 кочевых. У оседлых было 1769 оленей (в среднем по 20 на хозяйство), у кочевых — 19 845 (по 60−70 на хозяйство). Эти перемены сопровождались утратой саамами лидерства в региональном оленеводстве под напором коми-ижемцев.
Коми-ижемцы (изьватас) — северная группа коми-зырян, сформировавшаяся в XVIII в. на р. Ижма на основе заимствованного у ненцев оленеводства. Технологически обновленное оленеводство позволило им поднять его на уровень «тундрового капитализма» и в XIX в. широко расселиться по Печоре, Большеземельской тундре, на севере Западной Сибири и Кольском полуострове. В середине XIX в. в поисках ягельных пастбищ ижемские оленеводы двинулись на восток за Урал, во второй половине столетия — на запад к Кольскому полуострову. Помимо хозяйственных мотивов, движущей силой расселения ижемцев по Российскому Северу были эпидемии копытки и сибирской язвы у оленей. Желанием сохранить свои стада от сибирки была вызвана первая волна миграции ижемцев из бассейна Печоры и Большеземельской тундры на Кольский полуостров в конце XIXв.

Расселение саамов и коми-ижемцев
Ижемцы превратили оленеводство в прибыльное товарное производство, включавшее ежегодный массовый осенний забой на продажу, изготовление и торговлю меховыми и кожаными изделиями (в том числе зы- рянской замшей и меховой обувью), наем работников-пастухов. Освоив кольские просторы, мигранты коми-ижемцы доби- лись стремительного наращения размеров стад и наладили широкую торговую сеть сбыта продукции оленеводства. «В начале ХХ в. оленье мясо в замороженном виде отправлялось ими в Архангельск, финский порт Улеаборг и даже в Норвегию, а оленьи шкуры — в Москву и Петербург» (Конаков, Котов 1991:66). Коми-ижемская технология оленеводства позволила им значительно нарастить свои стада: 1891 г. — 10 тыс., 1909 г. — 30 тыс., 1910 г. — 36 тыс., 1914 г. — около 40 тыс. оленей.

Подпись к фото в процессе
Сегодня два крупнейших оленеводческих хозяйства Мурманской области — кооперативы «Тундра» в Ловозере и «Оленевод» в Краснощелье — объединяют большинство оленеводов Кольского полуострова (Проект организации территории… 2008; Сельскохозяйственный производственный кооператив «Тундра» 2018). Несмотря на начавшееся еще в позднесоветские времена сокращение численности коми, количество проживающих на Кольском полуострове ижемцев примерно равно числу саамов (в Мурманской области проживает 1 649 коми и 1 599 саамов) (Всероссийская перепись 2010), однако среди оленеводов ижемцы доминируют: они составляют большинство работников предприятия «Оленевод» Краснощелья и половину работников предприятия «Тундра» Ловозера; оба оле- неводческих крыла СХПК «Тундра» возглав- ляют ижемцы Владимир и Юрий Филипповы, и даже в левом крыле, где раньше работали исключительно саамы, ныне преобладают ижемцы и ненцы. На языке коми говорят оленеводы Краснощелья и Каневки. В Ловозере саамы и ижемцы образуют сообщество, говорящее на одном (русском) языке и практикующее общую систему оленеводства. В Ловозерском районе ежегодно проводят общие для саамов и ижемцев праздник Севера и День оленевода, отмечают Международный день саамов (6 февраля) и ежегодный «Коми день».

От кочевья к вахте

ХХ век на Кольском полуострове начался конкурентным взаимодействием двух оленеводческих культур — полукочевой саамской и кочевой ижемской. На первых порах верх одержал ижемский многооленный товарный «тундровый капитализм». И, как вспоминают старожилы, «за пастухами пришли плотники, те, кто в Большеземельской тундре кочевал со стадами, в Кольском крае обзавелся домами». Ландшафт Кольского края предлагал свои условия: обилие леса и узкая полоса приморской тундрой позволяли не держать оленей круглый год «в руках» (постоянно окарауливать), а отпускать их на полувольный выпас, контролируя и направляя движение стад деревянными изгородями.
Первые колхозы в конце 1920-х гг. создавались по национальному признаку: в Ловозерье было организовано два колхоза — саамский «Лопарь» и коми-ижемский «Оленевод». Однако этнокультурное размежевание вскоре ушло в прошлое: в 1934 г. из 14 кольских колхозов лишь один был саамским, остальные — смешанными, состоявшими из саамов, коми, ненцев, русских, финнов. Привнесенная тундровая ненецко-ижемская кочевая культура быстро срослась с местной полукочевой «избной» саамской. В оленеводстве слились коми-ненецкие (кочевание, окарауливание стада) и саамские (использование изгородей и изб) приемы.

Подпись к фото в процессе
До середины XX в. оленеводство в Кольском крае было во многом сходно с ненецко-ижемским в Большеземельской тундре и на Ямале. Территория совхоза «Тундра» была разделена на бригадные маршруты-коридоры, тянущиеся с юга на север от гор до морского побережья. Каждая бригада кочевала по своей кочевой дороге (оленьей тропе), из года в год ставя чумы в одних и тех же местах. На лето, с июня до сентября, бригадная райда (караван) вставала стойбищем на рыбном угодье, обычно в устье впадающей в море реки. Пара пастухов отправлялась пешком или на упряжках караулить стадо, ночуя в легкой палатке-куваксе или просто «на земле под рогожей». Несколько раз за лето пастухи возвращались в чум, сменяясь другой парой караульщиков. Так в кольском оленеводстве сложился бесчумный летний выпас оленей, в котором можно усмотреть саамский элемент в ижемской системе оленеводства.
Саамским элементом считаются и изгороди, хотя саамы прежде не делали их большими (Чарнолуский 1972:259). Коллективизация способствовала строительству длинных изгородей для коллективных стад. В первую очередь огораживали места отела, а также осенние пастбища, на которых собирали оленей после летнего нагула. В 1950—1960-е гг. протяженность и сложность изгородей возросла ввиду их использования для отделения зимних пастбищ от летних и ситуативной специализации: например, одна из ловозерских гор была опоясана изгородью для стада быков, которых «держали специально для зверофермы, и по две головы в день песцам и норкам колхозным скармливали». Изгородями разделили территории совхозов «Тундра» и «Оленевод», а также участки бригадных пастбищ.

Инфраструктура кольского оленеводства
С 1960-х гг. бесчумный выпас постепенно сменился полувольным отпуском оленей — «летом отпустил, осенью собрал», — что связано с огораживанием пастбищ и истреблением на полуострове хищников, следовательно, возможностью увеличения срока безопасного и свободного летнего нагула оленей. К концу 1970-х гг. мобильные чумы сменились стационарными избами-базами (промежуточной формой были перевозимые тракторами или оленями вагончики на полозьях). На базы, выстроенные цепью вдоль маршрута стада (оленьей тропы), по санному пути забрасывались запасы продуктов, топлива, инструментов. В течение года, по мере движения стада по тропе, пастухи переезжали с одной базы на другую, используя наряду с оленьими упряжками и караванами, вездеходы и снегоходы.

Переход к технологии баз, изгородей и вахт вместо кочевий сопровождался «транспортной революцией»: снегоходы и вездеходы пришли на место оленьих упряжек и вьючных ташка-быков. В первую очередь вышли из употребления грузовые нарты, из которых состояли райды (караваны). Олений транспорт использовался уже только для весенне-летнего осмотра стад и, все реже, зимнего выпаса. Еще в 1960-е гг. оленеводы с семьями большую часть года жили на базах и только к Новому году оказывались в Ловозере, после чего весной возобновляли переезды от базы к базе. В 1990-е гг. снегоходы дали возможность нести пастушескую вахту прямо из села Ловозеро. Наряду с удобствами оседания в селе возникла проблема разрыва традиции: как отметил бывший оленевод С. Н. Галкин, «женщин перестали оплачивать в оленеводстве, дети перестали с семьями ездить в тундру, и пастухов не стало». Выражение райдаэнмунны (идти райдой, кочевать) вышло из употребления, поскольку райды на Кольском полуострове ушли в историю в 1980-е гг. Зато появились слова «моряки» и «огородники», обозначающие вахтовиков, выезжающих на сбор стада к морю или дежурящих на базах при изгородях.
Made on
Tilda